Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
щихсимволами Цельность культуры, нераздельность «истины», «добра» и «красоты» вернее всего доказывается самой жизнью. В какую отрасль че ловеческой деятельности ни зайди, - нигде не найдешь ни беспримесной «красоты», ни химически чистой «истины», ни безусловного «добра». Их нет в природе. Пытались создать «искусство ради искусства», науку, очи щенную от этики; наравственность, свободную от познания. Пытались, и бросили, потому что поняли бессмысленность и даже опасность этих выч ленений. Поняли, что истина без добра и красоты - ложь. Добро без истины и красоты - зло. Красота без истины и добра - безобразие. Для гармонического развития жизни требуется гармонически разви тый деятель. Это не сегодняшний вывод. К гармонии люди стремились всег да, восхищались ею, встречая в окружающем мире, и в любую эпоху пыта лись гармонично, всесторонне воспитать человека. Но понимали гармонию в соответствии с возрастом культуры. Язычники, как мы уже заметили, строили гармоничную личность под водительством «красоты». Христиане решили освободить будущее от языческого прошлого, и всецело довери лись «добру», а рационалисты в свою очередь попытались отрешиться от церковного «добра» ради научной «истины». И каждая из осей культуры не выдерживала тяжести руководства, приводила людей к необходимости категорически менять руководящее основание, опираться на новую коорди натную ось в надежде достичь подлинной гармонии. Свободных осей больше нет. Но видит Бог, это и к лучшему. Наши метания с оси на ось прекращаются. Детство культуры, как и положено законом взросления, завершается юностью. Заканчивается экстенсив ное развитие культуры, путь ощупывания координатных осей, освоение приосевых районов. Дальше предстоит осваивать основное межосевое пространство взрослости, воспитывать гармонически развитую личность, опираясь уже не на одну ось, и даже не на две, как это было испробовано на исходе Средневековья, когда человечество ощутило недостаточность односторонней ориентации на религиозное «добро» и попыталось слить его с языческой «красотой», соединить этический и эстетический подход к миру, обобщить христианские и древние греко-римские богатства. Тогда эта попытка, могущая, конечно, осуществиться только в интеллигентных научно-художественных кругах, дала тем не менее великолепные плоды, названные впоследствии Возрождением. Но в 15-16 веках еще оставалась неосвоенной ось «истины», направление рационализма, и поэтому самих Деятелей Возрождения засасывающее влекло на третий путь, ради которо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz