Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

щихсимволами Цельность культуры, нераздельность «истины», «добра» и «красоты» вернее всего доказывается самой жизнью. В какую отрасль че­ ловеческой деятельности ни зайди, - нигде не найдешь ни беспримесной «красоты», ни химически чистой «истины», ни безусловного «добра». Их нет в природе. Пытались создать «искусство ради искусства», науку, очи­ щенную от этики; наравственность, свободную от познания. Пытались, и бросили, потому что поняли бессмысленность и даже опасность этих выч­ ленений. Поняли, что истина без добра и красоты - ложь. Добро без истины и красоты - зло. Красота без истины и добра - безобразие. Для гармонического развития жизни требуется гармонически разви­ тый деятель. Это не сегодняшний вывод. К гармонии люди стремились всег­ да, восхищались ею, встречая в окружающем мире, и в любую эпоху пыта­ лись гармонично, всесторонне воспитать человека. Но понимали гармонию в соответствии с возрастом культуры. Язычники, как мы уже заметили, строили гармоничную личность под водительством «красоты». Христиане решили освободить будущее от языческого прошлого, и всецело довери­ лись «добру», а рационалисты в свою очередь попытались отрешиться от церковного «добра» ради научной «истины». И каждая из осей культуры не выдерживала тяжести руководства, приводила людей к необходимости категорически менять руководящее основание, опираться на новую коорди­ натную ось в надежде достичь подлинной гармонии. Свободных осей больше нет. Но видит Бог, это и к лучшему. Наши метания с оси на ось прекращаются. Детство культуры, как и положено законом взросления, завершается юностью. Заканчивается экстенсив­ ное развитие культуры, путь ощупывания координатных осей, освоение приосевых районов. Дальше предстоит осваивать основное межосевое пространство взрослости, воспитывать гармонически развитую личность, опираясь уже не на одну ось, и даже не на две, как это было испробовано на исходе Средневековья, когда человечество ощутило недостаточность односторонней ориентации на религиозное «добро» и попыталось слить его с языческой «красотой», соединить этический и эстетический подход к миру, обобщить христианские и древние греко-римские богатства. Тогда эта попытка, могущая, конечно, осуществиться только в интеллигентных научно-художественных кругах, дала тем не менее великолепные плоды, названные впоследствии Возрождением. Но в 15-16 веках еще оставалась неосвоенной ось «истины», направление рационализма, и поэтому самих Деятелей Возрождения засасывающее влекло на третий путь, ради которо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz