Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
тут происходит взросление - именно взросление - духовной культуры. Этот порядок природен и потому неколебим. Он верен не только для отдельно го человека и отдельно рассмотренной европейской части человечества. Достаточно прочитать хотя бы несколько статей выдающегося востоковеда Николая Конрада, чтобы убедиться: древнейшие восточные культурные об щества прошли тот же путь от просвещенного язычества к догматическому средневековью и далее, через Ренессанс, к утверждению индивидуалисти ческих ценностей рационализма. Разумеется, Восток - не Запад: китайский или индийский менталитет далек от европейского. Духовная культура Вос тока более консервативна. Она всегда старалась сохранить себя неизмен ной, и сами ее изменения обычно происходили в форме «возвращения к истокам», под флагом восстановления древней мудрости в первозданной чистоте. Но на каждом витке «возвращения» древняя мудрость прочиты валась по-новому, в соответствии с культурным возрастом читающих. Вычленялись и акцентировались те элементы восточной мудрости, кото рые оказывались наиболее близки «возвращенцам», и старая песня в но вой инструментовке получала смысловые оттенки, требуемые возросшей культурой. При всем своеобразии Востока, при всем разнообразии внутри Востока, порядок взросления духовной культуры и там равнялся западно му, хотя и не равнялся на него. В ряде случаев Восток даже оказывался впереди Запада. Явления, подобные итальянскому Возрождению 14-15 вв., в Китае обозначились уже в 8-м веке, а в 9-м проявились в Средней Азии, Иране и Северо-Западной Индии, так что «нормальность детей» восточно го типа должна быть вне подозрений. Конечно, у каждого народа, даже и внутри одной культурной общности, свой характер; каждый народ чувствует и думает по-своему, и развивается не вровень, не одновременно с други ми. Есть народы, и они в большинстве, чье язычество не успевало достичь философствующего самосознания; таковы и наши славянские народы, не знавшие письменно осмысленного языческого многобожия. Но само-то язычество, само детство духовной культуры, как преобладающее влияние чувственности, было у всех народов, можно не сомневаться. И влияние мировых религий, то есть отрочество культуры, тоже без преувеличения, объяло весь земной шар. И рационализм, в свою очередь, стал всеобщим Достоянием, нависнув теперь над людьми такими проблемами, перед пуга ющим лицом которых человечество - уже не только европейское, а и миро вое- впервые в своей жизни начинает осознавать себя единым существом, Уязвимым и даже смертным. Запад и Восток, Юг и Север - все языки, все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz