Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

у нее своя молельня - лаборатория. Под гармоническим всесторонним образованием теперь понимают образование энциклопедическое. Вспом­ ним, к примеру, марксизм - самое, пожалуй, влиятельное учение первой половины 20 века. Маркс трактовал гармоническое развитие как станов­ ление и использование всех человеческих способностей. Всех, повторим, а не только наших любимых, в которых мы одарены и могли бы проявить себя наивысшим, наилучшим образом. Установка на энцикпопедичность образования превратила школу в подобие лектория, где воспитание - как этическое, так и эстетическое - сводится к едва слышной малости, отдается на откуп родителям, а учи­ тельство уже в самых младших классах обращается не к чувствам, не к вере, не к воле ребенка, а сразу к рассудку, хотя этот овощ в первокласс­ нике, едва вышедшем из младенчества, еще зелен, неупотребим. Именно мировоззренческая установка на тотальный рационализм и привела к тому, что в школе практически исчез тип учителя-духовника, воспитателя, «Учителя с большой буквы», как мы его нынче ностальгиче­ ски называем. Вместо средневекового авторитарного Учителя, грозного и милосердного, верщащего судьбами своих учеников, нормой стал учитель- предметник, снабженный только методикой преподавания и знанием «сво­ ей» дисциплины. А «своими» дисциплинами общество рационализма счи­ тает прежде всего математику - «основу всех естественных наук» - и сами эти науки: физику, химию, биологию и т. д., которые, как мнится рационали­ сту, и дают (или дадут со временем) ответ на важнейший (и, действительно, важнейший) вопрос: что такое жизнь? - откроют нам истину нашего суще­ ствования. Но дадут ли? Увы, ни физика, ни химия, ни математика - королева наук - не видят дальше своего руководящего носа. Воспитание - как эсте­ тическое, так и этическое - не заменишь ничем. И одним рассудком сыт не будешь. То есть, сыт, возможно, и будешь. Но никак не счастлив. Итак, перекличка между психическим взрослением ребенка и чере­ дованием основных форм духовной культуры человеческого общества сви­ детельствует о естественности исторического процесса. Подобно тому как юность не может наступить ранее отрочества, так и этохе рационалистиче­ ской «истины» не дано опередить эпохи христианского «добра». Человек и человечество, конечно, величины не одного порядка, но порядок для их взросления - один. Отпечаток того же самого порядка лежит и на приводи­ мом нами розановском очерке истории российской литературной критики, и на сократовской «правильной стезе» древнегреческого юноши. И там, и ------------- ---------------------------------------------------------------------------------------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz