Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
графии, астрономия была проникнута астрологией, а музыка прилагалась к церковному пению Школа открыто объявляла себя «служанкой богосло вия», «питомником послушания». Она обильно заряжала своих учеников догматами веры, воспитывала волю, отвечающую этим догматам, под чиняла им чувства и рассудок воспитанников, и такое воспитание опять же считалось гармоничным, всесторонним, потому что направляло к Богу все стороны человеческой натуры. Самостоятельного мышления средне вековая школа даже и не собиралась воспитывать. Уже по той причине, что «самостоятельность» в то время понималась не как независимость (независимым считался только Вседержитель), а как убежденность в хри стианской вере. Самостоятельный человек значило стойко верующий, и воспитывали только такую самостоятельность. А если в миру вдруг обна руживалась особь самостоятельная в нашем теперешнем смысле, то есть «сама себе на уме», то она вызывала подозрение, казалась недоброй, уступившей душу дьяволу. Типичный же человек Средневековья смирен но считал себя работником Господа, вечным отроком Господним. «Отрок» по-древнерусски так и значило: «слуга, работник». «Жить - Богу служить», -гласила заглавная пословица наших православных предков. Переступая далее из «подростковой» эры Средневековья в Европу Нового и Новейшего времени, мы уже можем заранее предположить, с ка ким возрастом человеческой психики соотносится общество 18 и 19 веков, мировидение «энциклопедистов», эпоха Просвещения и Романтизма, по бедное движение паровых машин и двигателей внутреннего сгорания. Вне сомнения, мы встречаем самоуверенную юность - возраст честолюбивых помыслов и стремлений, время утверждения своей личности, индивиду альности, бросков самовыражения, попыток объяснить необъяснимое, объять необъятное. Эта эпоха еще не совсем завершилась, мы сами во многом ее порождение, и нам нелегко пока согласиться, что наше ощуще ние всесильности научно-технического потенциала сродни эйфории моло дого человека, вызванной буйным ростом юношеского организма. Однако это та же самая перекличка между взрослением индивидуума и рода. Как отдельная личность чувствует свое могущество под напором юных сил, так и человеческий род при виде успехов молодой экспансивной науки и техники чувствует свою всепобеждающую мощь и заявляет о ней теорией бесконечного прогресса. Под влиянием новой идеологии, сориентированной на «истину», Снова категорически изменилась школа. Ее отделяют от церкви, потому Чт° Для идеологов рационалистической эпохи богом становится Наука, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz