Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

графии, астрономия была проникнута астрологией, а музыка прилагалась к церковному пению Школа открыто объявляла себя «служанкой богосло­ вия», «питомником послушания». Она обильно заряжала своих учеников догматами веры, воспитывала волю, отвечающую этим догматам, под­ чиняла им чувства и рассудок воспитанников, и такое воспитание опять же считалось гармоничным, всесторонним, потому что направляло к Богу все стороны человеческой натуры. Самостоятельного мышления средне­ вековая школа даже и не собиралась воспитывать. Уже по той причине, что «самостоятельность» в то время понималась не как независимость (независимым считался только Вседержитель), а как убежденность в хри­ стианской вере. Самостоятельный человек значило стойко верующий, и воспитывали только такую самостоятельность. А если в миру вдруг обна­ руживалась особь самостоятельная в нашем теперешнем смысле, то есть «сама себе на уме», то она вызывала подозрение, казалась недоброй, уступившей душу дьяволу. Типичный же человек Средневековья смирен­ но считал себя работником Господа, вечным отроком Господним. «Отрок» по-древнерусски так и значило: «слуга, работник». «Жить - Богу служить», -гласила заглавная пословица наших православных предков. Переступая далее из «подростковой» эры Средневековья в Европу Нового и Новейшего времени, мы уже можем заранее предположить, с ка­ ким возрастом человеческой психики соотносится общество 18 и 19 веков, мировидение «энциклопедистов», эпоха Просвещения и Романтизма, по­ бедное движение паровых машин и двигателей внутреннего сгорания. Вне сомнения, мы встречаем самоуверенную юность - возраст честолюбивых помыслов и стремлений, время утверждения своей личности, индивиду­ альности, бросков самовыражения, попыток объяснить необъяснимое, объять необъятное. Эта эпоха еще не совсем завершилась, мы сами во многом ее порождение, и нам нелегко пока согласиться, что наше ощуще­ ние всесильности научно-технического потенциала сродни эйфории моло­ дого человека, вызванной буйным ростом юношеского организма. Однако это та же самая перекличка между взрослением индивидуума и рода. Как отдельная личность чувствует свое могущество под напором юных сил, так и человеческий род при виде успехов молодой экспансивной науки и техники чувствует свою всепобеждающую мощь и заявляет о ней теорией бесконечного прогресса. Под влиянием новой идеологии, сориентированной на «истину», Снова категорически изменилась школа. Ее отделяют от церкви, потому Чт° Для идеологов рационалистической эпохи богом становится Наука, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz