Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

ванной группе, верховодящей в близлежащем районе или хотя бы в отдельно взятом дворе; приверженность обетам и клятвам, доходящая до рыцарской самоотверженности; всегдашняя готовность «выяснить отношения», «стыкнуться» по малейшему поводу, а то и без повода, лишь бы лишний раз увериться в своих правах и силах, утвердиться, возвыситься в глазах сверстников и в своих собственных. Всё это - повседневное мирочувствование наших пяти-шестиклассников, их на­ стоящая текущая жизнь, которую мы, взрослые, обнаруживаем в своих детях только частично, верхушечно, не придавая ей особого значения. А для подростка она настолько серьезна, что без труда подчас зат­ мевает и перевешивает официальную школьную (обыкновенно рутин­ ную) и семейную долю их жизни. В средневековом же обществе (по крайней мере в его классической фазе) и взрослая жизнь протекала в рамках подросткового менталитета. Все эти рыцарские и рыцарско- монашеские ордена, благородные бескровные сшибки во имя прекрас­ ной дамы, судебные поединки, которые конечно же искомой истины не выясняли, ибо побеждал во время схатки не обязательно самый пра­ вый, а скорее самый сильный и ловкий; все эти крестовые походы ради освобождения символов и наказания неверных хотя и совершались на полном серьезе, но по сути были взрослыми вариантами подростковых разборок, борьбой за справедливость, как ее тогда понимали. Резуль­ тат был далек от подлинной справедливости (от истины на деле, «во благе», как толкует справедливость далевский словарь православного мировидения), но сама идея справедливости обычно торжествовала, за нее ложились костьми, потому что «правда», то есть справедливость, считалась безусловным добром, а оно было непререкаемым принципом и ценностью средневекового существования. Согласно с «добром» были устроены и школы - родники общества. Школа теперь, как правило, располагалась под сводами церкви или за сте­ нами монастыря, и воспитывала не иначе как в духе христианской религии Молитвы, церковное пение, счет, латинская грамота (единственная грамо­ та богослужения) - вот и всё школьное просвещение Средневековья. При некоторых монастырях и кафедральных соборах детям дворян, правда, давали повышенное образование, где имели место так называемые «семь свободных искусств» - отголосок античности, - но и они приобрели богос­ ловскую закваску. Арифметика прокламировала презрение к дням земной жизни, геометрия практически сводилась к изучению фантастической гео

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz