Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

щие вопили на папертях, обнажая свое убожество и уродство. Состо­ яния и сословия, звания и профессии отличались одеждой. Знатные господа передвигались, не иначе как блистая великолепием оружия и нарядов, всем на страх и на зависть. Отправление правосудия, появле­ ние купцов с товаром, свадьбы и похороны громогласно возвещались криками, процессиями, плачем и музыкой. Влюбленные носили цвета своей дамы, члены братства - свою эмблему, сторонники влиятель­ ной персоны - соответствующие знаки и отличия... Слепая страсть в следовании своей партии, своему господину, просто своему делу была отчасти формой выражения твердого как камень и незыблемого как скала, чувства справедливости, свойственного человеку Средневеко­ вья, формой выражения его непоколебимой уверенности в том, что всякое деяние требует конечного воздаяния. Это чувство справедли­ вости всё еще на три четверти оставалось языческим. И оно требовало отмщения... Тогда и не помышляли о возможной невменяемости под­ судимого, о допустимости судебной ошибки, отсутствовало сознание того, что общество виновно в преступлении отдельного человека; не задаваясь вопросом, можно ли исправить преступника вместо того, чтобы обрекать его на страдания. Или, скажем, так: эти чувства не то чтобы вообще отсутствовали, но оставались невыраженными, слива­ ясь в одно безотчетное чувство жалости и готовности к прощению, что, однако, независимо от вины, то и дело вытеснялось жестоким удовлет­ ворением от достигнутой справедливости. Там, где мы нерешительно отмериваем смягченные наказания, лишь наполовину признавая вину подсудимого, средневековое правосудие знает только две крайности: полную меру жестокого наказания - и милосердие... Словно исполин с детской головой, народ бросается от удушаю­ щих адских страхов - к младенческим радостям, от дикой жестокости - к слезливому умилению. Жизнь его полна крайностей: безусловное отречение от всех мирских радостей - и безумная тяга к наживе и на­ слаждениям; мрачная ненависть - и смешливость и добродушие». Не правда ли, с картины, нарисованной Хёйзингом, смотрит на нас психическая физиономия подростка. Легко узнаваемы ее основные черты: неуравновешенность, обостренное чувство справедливости, понимаемой примитивно, как необходимость мщения; слезливость, легко переходящая в немотивированную жестокость; желание покра­ соваться, выделиться принадлежностью к какой-нибудь привилегиро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz