Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

себя школу (как понятие и как учреждение). Совсем недавно по исто­ рическим меркам освоены чтение и письмо. Мифы еще почитаются и заучиваются, занимая порядочную часть сознания, как и сказки в на­ ших нынешних младшеклассниках, но уже не имеют прежней безраз­ дельной священной силы: уже Гомер относился к мифам эстетически, как к предмету любования. Все боги и чудовища становятся у него «прекрасными». Мы вступили в эпоху «красоты», в мир подавляющей эстетики. Иначе и быть не могло, потому что, овладев письмом, об­ наружив способность к философии, древние греки хотя бы и самого выдающегося ума всё еще оставались близко укорененными в обо­ стренной чувствительности и чувственности «природного человека» - в древнейшей способности, унаследованной эллинами непосредствен­ но от своих первобытных предков. Поэтому-то и окрашены - больше того - закрашены чувственностью вера, воля, рассудок язычника, его этические и познавательные представления, не говоря уже о собствен­ но эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чувствительности вообще? Истина? Добро? Да нет же. Конечно, красота, потому что она действу­ ет непосредственно на чувства. Красота тела, ландшафта, звуков, ве­ личественная красота звездного неба зачаровывают язычника. Его со­ знание, руководимое чувствами, вынужденно ищет и находит в красоте решение не только эстетических задач, но и этических, и задач позна­ ния. Каноны красоты кажутся язычнику всеобъемлющими канонами, по указке которых можно и нужно строить все социальные институты, начиная с образовательных. Какая школа была учреждена в классической Элладе? Преоб­ ладали физические упражнения и так называемые мусические дисци­ плины. Кроме школы грамматиста, где учили чтению, письму и счету, все мальчики посещали школу педотриба (гимнастическую) и столь же обязательную школу кифариста, где заучивали литературу (мифы, героические сказания), пели, декламировали, играли на музыкальных инструментах. Обязательным было и посещение городских торжеств, праздников и спортивных состязаний. Такого рода обучение продол­ жалось шесть-восемь лет, и к 14, 15 годам юноши переходили в гимна­ зию, где уже учились и военному делу, но и орхестрике (то есть, разно- го вида танцам), и развлекающим играм, а также слушали рассуждения Риторов и философов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz