Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
себя школу (как понятие и как учреждение). Совсем недавно по исто рическим меркам освоены чтение и письмо. Мифы еще почитаются и заучиваются, занимая порядочную часть сознания, как и сказки в на ших нынешних младшеклассниках, но уже не имеют прежней безраз дельной священной силы: уже Гомер относился к мифам эстетически, как к предмету любования. Все боги и чудовища становятся у него «прекрасными». Мы вступили в эпоху «красоты», в мир подавляющей эстетики. Иначе и быть не могло, потому что, овладев письмом, об наружив способность к философии, древние греки хотя бы и самого выдающегося ума всё еще оставались близко укорененными в обо стренной чувствительности и чувственности «природного человека» - в древнейшей способности, унаследованной эллинами непосредствен но от своих первобытных предков. Поэтому-то и окрашены - больше того - закрашены чувственностью вера, воля, рассудок язычника, его этические и познавательные представления, не говоря уже о собствен но эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чувствительности вообще? Истина? Добро? Да нет же. Конечно, красота, потому что она действу ет непосредственно на чувства. Красота тела, ландшафта, звуков, ве личественная красота звездного неба зачаровывают язычника. Его со знание, руководимое чувствами, вынужденно ищет и находит в красоте решение не только эстетических задач, но и этических, и задач позна ния. Каноны красоты кажутся язычнику всеобъемлющими канонами, по указке которых можно и нужно строить все социальные институты, начиная с образовательных. Какая школа была учреждена в классической Элладе? Преоб ладали физические упражнения и так называемые мусические дисци плины. Кроме школы грамматиста, где учили чтению, письму и счету, все мальчики посещали школу педотриба (гимнастическую) и столь же обязательную школу кифариста, где заучивали литературу (мифы, героические сказания), пели, декламировали, играли на музыкальных инструментах. Обязательным было и посещение городских торжеств, праздников и спортивных состязаний. Такого рода обучение продол жалось шесть-восемь лет, и к 14, 15 годам юноши переходили в гимна зию, где уже учились и военному делу, но и орхестрике (то есть, разно- го вида танцам), и развлекающим играм, а также слушали рассуждения Риторов и философов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz