Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

о добре, истине и красоте содержались в мифе и обряде Их соответ­ ственно и почитали: в мифе видели не сказку, не выдумку, а самую вы­ сокую реальность В мифе рисовался образ прародителей племени, в мифе слышался их наставительный повелительный голос, передавае­ мый из поколения в поколение. Этим голосом нельзя было пренебречь - забыть или ослушаться, - иначе, по представлениям доисторических людей, племя распадется и погибнет, словно человек, потерявший душу. В формах мифа и ритуала выступала коллективная душа племе­ ни, и первобытный ребенок сызмала впитывал в себя это племенное мироощущение, рос в нем, набирался бытовых, трудовых навыков, и вот уже проходил через обряд совершеннолетия, и воспитывал уже своих детей, но при внешней взрослости оставался ребенком по типу духовной культуры, сохранял в себе «архетип младенца» по термино­ логии Юнга, то есть такое состояние сознания, когда мышление и воля еще не выделены, не освоены человеком как что-то лично ему принад­ лежащее. Доисторический человек даже и в умудренной старости не мог утверждать, что он думает сам, своим интеллектуальным усилием Он считал, что «в нем думается», что мысли приходят к нему извне, и воля в нем возникает тоже помимо его собственной воли. При таком состоянии психики мир воображения, мифический мир первопредков оказывается для человека значимее реального мира: душа самоу­ правна, и может отрицать очевидную действительность ради своего равновесия. Сходное состояние психики мы можем наблюдать и в наших ма­ леньких детях, пока они еще очарованы миром сказок, пока не окуну­ лись с головой в холодную купель рационализма. В детях же каменного века никто и ничто не разрушали первоначальных сказочных представ­ лений. Наоборот, они наслаивались друг на друга, наслаивались, и в конце концов увенчивались культовыми и космогоническими мифами, составляющими священное сокровище племени. И в этой, надо ска­ зать, довольно уютной и прочной колыбели протекала вся жизнь чело­ века каменного века от рождения до смерти. Он не имел права, да и желания выбраться из племенного мифа подобно тому, как наш трех­ пятилетний малыш не волен, да и не желает выходить из-под опеки любящих и любимых родителей. Куда ему идти? Он и в восемь, и в Десять никуда не захочет уйти, если его не вытолкнет семейная обста­ новка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz