Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
тий, чувственно-конкретный характер мышления, метафоричность, эмоциональность. Австралийские, бразильские и прочие аборигены, жившие в отрыве от цивилизации, сохранили этот психологический об лик вплоть до XX века Но положим руку на сердце: если бы мы с вами попытались пси хологический портрет современного дошкольника, нам пришлось бы привлечь те же самые или очень похожие характеристики. Да, наш ре бенок живет среди электроники, но он тоже не чувствует логических противоречий, не может отделить грезы от действительности, изобре тает метафоры, сам того не зная, и не может совладать с чувствами. Эта схожесть детской психики с так называемой дикарской подмечена давно, о ней упоминают походя, как о чем-то само собой разумеющем ся, но давайте все-таки уточним, откуда берется эта похожесть. Поче му взрослый человек давнего доисторического прошлого или абориген недавнего не выходил из рамок младенческой психики? Ведь он был не глупее нас с вами: мозг создателей мифов по всем биологическим показателям равнялся мозгу изобретателей атомного оружия. Случись у нас сейчас возможность взять на воспитание ребенка из неолита - только совсем маленького ребенка, не старше двух лет, пока у него еще не сформировались высшие психические функции, - и он ничуть не отстал бы от своих школьных и университетских сверстников. Подобный эксперимент был проведен еще в прошлом веке. Фран цузский этнограф Виллар привез в Париж найденную им в джунглях двухлетнюю девочку из парагвайского племени, ведущего крайне при митивный образ жизни. Ученый поселил найденыша в семье своей ма тери, где девочка получила воспитание, и через 20 лет стала крупным этнографом, владеющим тремя языками. Европейское воспитание от секло таким образом индейского ребенка от неолитического существо вания, и он буквально перелетел из мифологического каменного века в рационалистический девятнадцатый. Но в том то и дело, что ни 20, ни 10 тысяч лет тому назад этногра фы по Земле не бродили. Эпоха была каменной всюду и для всех: для детей и для взрослых. Ребенок мезолита или неолита обрекался на «ка менновековое» вопитание, то есть на консервацию своего чувственно- образного отношения к миру. Мифы и связанные с ними обряды были альфой и омегой духовной пищи, ими начиналась и заканчивалась пер вобытная духовная культура. Все представления тогдашнего человека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz