Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

тий, чувственно-конкретный характер мышления, метафоричность, эмоциональность. Австралийские, бразильские и прочие аборигены, жившие в отрыве от цивилизации, сохранили этот психологический об­ лик вплоть до XX века Но положим руку на сердце: если бы мы с вами попытались пси­ хологический портрет современного дошкольника, нам пришлось бы привлечь те же самые или очень похожие характеристики. Да, наш ре­ бенок живет среди электроники, но он тоже не чувствует логических противоречий, не может отделить грезы от действительности, изобре­ тает метафоры, сам того не зная, и не может совладать с чувствами. Эта схожесть детской психики с так называемой дикарской подмечена давно, о ней упоминают походя, как о чем-то само собой разумеющем­ ся, но давайте все-таки уточним, откуда берется эта похожесть. Поче­ му взрослый человек давнего доисторического прошлого или абориген недавнего не выходил из рамок младенческой психики? Ведь он был не глупее нас с вами: мозг создателей мифов по всем биологическим показателям равнялся мозгу изобретателей атомного оружия. Случись у нас сейчас возможность взять на воспитание ребенка из неолита - только совсем маленького ребенка, не старше двух лет, пока у него еще не сформировались высшие психические функции, - и он ничуть не отстал бы от своих школьных и университетских сверстников. Подобный эксперимент был проведен еще в прошлом веке. Фран­ цузский этнограф Виллар привез в Париж найденную им в джунглях двухлетнюю девочку из парагвайского племени, ведущего крайне при­ митивный образ жизни. Ученый поселил найденыша в семье своей ма­ тери, где девочка получила воспитание, и через 20 лет стала крупным этнографом, владеющим тремя языками. Европейское воспитание от­ секло таким образом индейского ребенка от неолитического существо­ вания, и он буквально перелетел из мифологического каменного века в рационалистический девятнадцатый. Но в том то и дело, что ни 20, ни 10 тысяч лет тому назад этногра­ фы по Земле не бродили. Эпоха была каменной всюду и для всех: для детей и для взрослых. Ребенок мезолита или неолита обрекался на «ка­ менновековое» вопитание, то есть на консервацию своего чувственно- образного отношения к миру. Мифы и связанные с ними обряды были альфой и омегой духовной пищи, ими начиналась и заканчивалась пер­ вобытная духовная культура. Все представления тогдашнего человека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz