Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
телем литературы. Если на первом этапе критика говорила языком чувства, восторга, а на втором - языком веры, волевых устремлений, то на третьем зазвучал язык мысли. Критика обратилась к научному рассмотрению лите ратурных произведений. Соответственно Розанов и назвал три фазиса критики: первый - эсте тическим, второй - этическим, третий - научным. Любопытная перекличка, не правда ли? А вот кусочек со стола знаменитого платоновского «Пира», где Сократ выстраивает последовательность правильного духовного развития молодо го человека: «...начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам подниматься ради самого прекрасного вверх: от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к пре красным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - прекрасное». Приведенный отрывок Платона, кстати говоря, отменно иллюстрирует зачарованность язычника «красотой». Даже несравненный Сократ не может оторватьсяотэпитета«прекрасный», ибезмерыорудуетим, прикладывая кчему попало: к нравам, учениям, идеалам... Однако сейчас я нацелен уже не сюда, а отсюда. Вы, наверное, и сами заметили внутреннее подобие трех представ ленных явлений. Везде речь идет о развитии духовной культуры. Различен масштаб процессов, но чередование фаз развития всюду одинаково: от эсте тической через этическую к рационалистической. Почему? Чем обусловлен именно такой порядок? Для вящей убедительности ответа сопоставим историю развития европейской культуры с ходом психического взросления ребенка Ко нечно, прямого сходства между ними нет, но есть многозначительное подобие. На основе всестороннего изучения древних мифов современные ученые составили портрет типичного мифологического сознания, кото рое хотя и менялось, развивалось по мере приближения к письменному состоянию, но не выходило из нижеочерченных пределов. Это неспо собность провести различие между естественным и сверхъестествен ным, глухота к противоречию, неразработанность абстрактных поня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz