Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

телем литературы. Если на первом этапе критика говорила языком чувства, восторга, а на втором - языком веры, волевых устремлений, то на третьем зазвучал язык мысли. Критика обратилась к научному рассмотрению лите­ ратурных произведений. Соответственно Розанов и назвал три фазиса критики: первый - эсте­ тическим, второй - этическим, третий - научным. Любопытная перекличка, не правда ли? А вот кусочек со стола знаменитого платоновского «Пира», где Сократ выстраивает последовательность правильного духовного развития молодо­ го человека: «...начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам подниматься ради самого прекрасного вверх: от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к пре­ красным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - прекрасное». Приведенный отрывок Платона, кстати говоря, отменно иллюстрирует зачарованность язычника «красотой». Даже несравненный Сократ не может оторватьсяотэпитета«прекрасный», ибезмерыорудуетим, прикладывая кчему попало: к нравам, учениям, идеалам... Однако сейчас я нацелен уже не сюда, а отсюда. Вы, наверное, и сами заметили внутреннее подобие трех представ­ ленных явлений. Везде речь идет о развитии духовной культуры. Различен масштаб процессов, но чередование фаз развития всюду одинаково: от эсте­ тической через этическую к рационалистической. Почему? Чем обусловлен именно такой порядок? Для вящей убедительности ответа сопоставим историю развития европейской культуры с ходом психического взросления ребенка Ко­ нечно, прямого сходства между ними нет, но есть многозначительное подобие. На основе всестороннего изучения древних мифов современные ученые составили портрет типичного мифологического сознания, кото­ рое хотя и менялось, развивалось по мере приближения к письменному состоянию, но не выходило из нижеочерченных пределов. Это неспо­ собность провести различие между естественным и сверхъестествен­ ным, глухота к противоречию, неразработанность абстрактных поня

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz