Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

поэты, живописцы, музыканты, скульпторы, режиссеры. В какой артисти­ ческий цех ни загляни - всюду поиск, опыты, новации - вот боги Нового Времени, вызванные к жизни исследовательской страстью рационализ- Сходное положение мы видим и в области «добра». С одной сто­ роны появляется новая и новейшая этика как теоретическая дисциплина, подвергающая философскому, лингвистическому, логическому анализу этические понятия и высказывания мыслителей прошлого. С другой сто­ роны, образуются всевозможные течения психологии: науки регистри­ рующей, объясняющей человеческое поведение, а теперь уже и влияю­ щей на него через массовую популярную литературу и внушительную когорту психологов-практиков. «Добро» в Новое время перестает быть строго нормативным, перестает быть голосом Божественного автори­ тета, обязывающего человека поступать так или иначе. Оно становит­ ся наукообразной информацией о причинах и следствиях в психической жизни личности и коллектива. «Добро» теперь апеллирует к «истине», опираясь на знания, добытые рациональным научным методом, как и все прочие «легальные» знания нашей эпохи, духовное состояние которой следует поэтому признать рационалистическим. Итак, три слоя, три формы бытия европейской культуры: языче­ ская, ярко окрашенная «красотой»; христианская, зацикленная на «до­ бре», и рационалистическая, замешенная (чуть не сказал помешанная) на «истине». Какова природа такого чередования? Вопрос это наиваж­ нейший... В 1882 году философ Василий Розанов опубликовал небольшую статью под названием «Три момента в развитии русской критики», где рассмотрел три подхода, три цели, которые поочередно ставила перед собой отечественная литературная критика. На первой стадии своего развития она (во главе с Белинским) стре­ милась по-преимуществу к целям эстетическим, отделяя прекрасное от по­ средственного, и тем немало способствовала формированию чувств и вкуса читающей публики. Затем обозначился второй фазис: эстетические цели отодвинулись на задний план, наслаждение прекрасным было признано занятием малодостойным, и критика в лице Добролюбова страстно провоз­ гласила первенство этических целей в литературе, сыграв в свою очередь важную роль в духовном развитии образованного русского общества. Третье же течение началось Аполлоном Григорьевым, глубоким и тонким объясни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz