Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

ские элементы, вовлеченные в реакцию, делятся на «добрых» и «злых» в зависимости от своего поведения в процессе соединения. Этическая мерка прикладывается таким образом к сфере познания, к области «исти­ ны», и Средневековье поистине можно назвать эпохой «добра». Не из-за мягкости, разумеется. Средние века были едва ли добрее языческих. Но, как эпоха развитого язычества была признана нами эстетической из-за вездесущности эстетической меры, так и развитая эпоха Средневековья из-за главенствования этической меры может быть признана этической. Но вот, перешагнув еще через тысячу лет, мы оказываемся уже в близком нам по духу Новом Времени, и вновь обнаруживаем смену куль­ турообразующих ориентиров. Если христианин Тертуллиан убежденно писал: «После Христа мы не нуждаемся в любознательности, после Евангелия мы не имеем нужды в исследованиях», то в устах человека Нового и Новейшего времени подобные фразы непредставимы. «Мыслю - значит, существую», - вот кредо Декарта, идеолога и глашатая новой, рационалистической эпохи. Главной жизнестроительной осью становит­ ся «истина». Мир предстает перед человеком как объект, который можно и нужно разобрать на части, на элементы, и путем эксперимента, с по­ мощью научных методов и приборов изучить устройство природы, чтобы затем поставить ее на службу человеку. Общество XIX века уже до дна проникнуто уверенностью в конечной познавательности мира: не сегод­ ня, так завтра найдется инструмент, отыщется способ, и тайна обяза­ тельно падёт перед пытливостью разума. Именно таким отношением к миру был вызван расцвет экспери­ ментальной науки и связанный с ним напор технической мысли, привед­ ший в свою очередь ко всё нарастающему промышленному подъему, к машинному прогрессу, который нынче в своем усовершенствованном электронном варианте победно шествует по планете, приводя к общему знаменателю не только европейские и американские сообщества, но и своеобразнейшие культурные конгломераты Востока. Соответственно меняется в Новое Время и отношение к «красо­ те». Ее теперь рассматривают со стороны «истины», понятой как науч­ ный метод. С одной стороны, накапливается огромная масса искусство­ ведческой литературы, стремящейся «поверить гармонию алгеброй», Рационализировать тайну творчества. Появляется специальная наука эстетика, занимающаяся вычленением, определением «прекрасного». С другой стороны, множество экспериментов ставят сами художники:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz