Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
культурном пространстве «темных веков», мы увидим, что тронного по ложения «красоты» нет и в помине. Трон не пустует, однако. Он занят «добром», «благодатью» и прочими производными от «добра». Именно «добро», «благо» становится ведущей, притягивающей координатной осью культуры. Именно добро по христианским понятиям приближает человека к Богу, способствует спасению души и правильному земному жизнеустройству Центром культурной жизни вместо театров, стадионов и бань, вместо языческих капищ, где среди немыслимого многобожия Римской империи давно уже витало безразличие к божеству, становится Церковь единого и всемогущего Творца и Вседержителя, куда человек идет на свидание со Спасителем, чтобы возблагодарить Его, вечного и сверхблагого, за дарованную жизнь, покаяться в допущенных грехах, и очистить, возобновить свои силы для одоления земной юдоли в надежде на небесное воздаяние. В обстановке воцарения этики по-новому стали относиться к истине и красоте. Угодной христианскому сердцу становится не во обще красота, а красота в качестве «благолепия», то есть соеди ненная с добром, действующая под его руководством. Теперь счи тается, что красота обретает истинно высокое значение только на службе Богу. Талантливейшие художественные силы обращены к церкви, они религиозны. Искусство глубоко проникнуто христианскими мотивами. Столь же служебное отношение к «добру» получает и «истина». «Не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра тво рит» - гласят русские азбуки христианской эпохи. Царствует убеждение, что человеческий разум слаб и греховен по сравнению с Божествен ным, а потому и не вправе ставить под сомнение постулаты Священ ного Писания. Считается, что людскому разуму доступна лишь борьба с заблуждениями на пути к Истине Божественного откровения, то есть рассудку Средневековья отводится роль пособника веры, подобно тому, как во времена просвещенного язычества он выступал в роли п о с о б н и ка чувств, своеобразного локатора, помогающего избегать крайностей и вырабатывать разумное чувство меры. В средневековом же человеке не мера, а вера стала самой характерной чертой. Лучшие умы становятся комментаторами Священного Писания. Естественноиспытательские дарования находят себе место в алхимии, но даже и на ней виден яркий этический отпечаток. Минералы, химиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz