Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.
между двумя пороками: между избытком и недостатком Быть доброде тельным - значит, искусно лавировать между скупостью и мотовством, между безрассудной отвагой и трусостью, между распущенностью и бесчувственностью и т.д. Для определения должного поведения при меняется принцип гармонизации двух противоположностей, принцип эстетический. «Золотая середина» древнегреческой этики на поверку оказывается родной сестрой «золотого сечения» архитектуры. Столь же явственная печать «красоты» лежит и на языческой «ис тине». Любезное нашему рационалистическому слуху слово «теория» хотя и происходит от греческого «феорейн», но глагол этот означал для эллина «видеть зрелище», «видеть облик», и был ближе не к науке, как мы ее понимаем, а к театру. Понятие «эксперимент», введенное Ари стотелем, хотя и означало наблюдение за вещами, за их свойствами, однако в языческом мире еще не было важнейшей основы для научного эксперимента. Мир еще представлялся древнему греку насквозь живым и цельным, а человек в нем - не более чем участником великого теа трального действа. Язычнику греко-римской древности чуждо было поня тие о человеке-естествоиспытателе. Эллин не чувствовал себя вправе испытывать, «пытать» природу. Любоваться, подглядывать - да Но не расчленять для анализа. Органы чувств и воображение - вот те эстети ческие по своим возможностям инструменты, с которыми эллин приникал к природе, познавал ее. Эта бедность инструментария вовсе не мешала древним быть внимательными наблюдателями и искусными мастерами. Мы до сих пор наслаждаемся видом древнегреческих портиков и амфор, пользуемся римскими дорогами и акведуками, но, что касается умозри тельных построений, мы разве что улыбнемся космосу пифагорейцев, где движение небесных тел представляется танцем светил вокруг миро вого огня под музыку сфер. Даже Платон, едва ли не самый проница тельный греческий ум, считал космос хорошо настроенным музыкальным инструментом, а свое занятие - философию - «мусическим искусством», называя мудрость «прекрасной и величайшей согласованностью». Такая зацикленность языческой культуры на красоте, смещение всего многообразия духовного содержания человека и общества в сто рону эстетической оси координат, позволяет нам (вслед за Алексеем Ло севым, крупнейшим исследователем греко-римской древности) опреде лить ее характер как эстетический. Но, переместившись во времени на тысячу лет, и оказавшись в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz