Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

морей до сих пор остается целебным и животворящим. Когда-нибудь мы это поймем и найдем общий язык с нашим великим предком. Анатолий Федоров - один из первопроходцев на этом пути. Заме­ тим, ему удавалось веб, или почти все, потому что он подходил к морю по- хорошему, с пристальной любовью. Перенять такой подход, усвоить и раз­ вить полученные Федоровым результаты - это уже дело молодых. Наше благосостояние будет все больше зависеть от того как мы су­ меем понять свое море, распорядиться им. Можно бездумно вычерпывать оставшуюся рыбу, опустошая глубины, а можно, как Федоров, окунуть стра­ дающую мидию и помочь тем самым морю накормить и мидию, и нас Вот два подхода, два полюса отношений. Победит федоровский способ - будем жить долго и, возможно, даже счастливо. 2002 ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО Нам все время напоминают, что история не знает «заднего ума» - со­ слагательного наклонения. Оно вроде бы и верно. Но человеческая куль­ тура развивается именно «задним умом», задавая себе вопросы типа: что же мы - или я - наделали? а не лучше ли было?.. Прошлое таким образом не исправишь, но таким образом исправляется будущее И в свою очередь становится прошлым, то есть историей. Без «заднего ума» у нас не было бы культуры. А без культуры не было бы истории. Так что, не стоит их так упорно разъединять. Человечество издревле училось и сейчас еще учится отделять ис­ тинное от ошибочного, прекрасное от безобразного, доброе от злого, то есть пытается определить существо истины, добра и красоты. Это основ­ ные, координатные пробпемы религии и философии; они подобно трехо­ сной системе координат охватывают все пространство духовной культуры Каждое развитое философское построение, претендующее на полноту, не обойдет вниманием ни этику, ни эстетику, ни гносеологию, а они как раз и есть «добро», «красота» и «истина» (вернее, представления филосо­ фа о них), прикрытые учеными мантиями. Три основные работы Имма­ нуила Канта, например, так прямо и распопожены по координатным осям культуры. «Критика чистого разума» посвящена нашим возможностям в Деле прояснения истины, «Критика практического разума» трактует во-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz