Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

мящийся здесь, в российских городах и весях. Его не решить полити­ чески, потому что политически он решен. Равноправие всех этносов России объявлено и освящено Конституцией РФ, что, кстати, и дает нам как моральное, так и политическое право защищать всех русских, находящихся за рубежом. Те наши политики, которые выступают с призывом законодательно обособить или как-то приподнять титульный русский этнос, как раз уподобляются националистам Прибалтики, дей­ ствительно унижающим русские меньшинства в Эстонии или Латвии, попирая тем самым демократические нормы. Но в душе националиста- прибалта есть хоть подобие морального оправдания своему незакон­ ному законотворчеству: он считает русских оккупантами. У русского че­ ловека в России даже такого псевдооправдания нет: не сочтем же мы оккупантом профессора-армянина, выучившегося в МГУ в советское время и преподающего, скажем, биологию в российском ВУЗе? Еще труднее признать оккупантом мордвина, татарина, саама и т. д., чему нет под нашими небесами ни конца, ни границы. Русский вопрос в России - это проблема не политического, а ду­ ховного порядка. Это проблема восточнославянской души, до сих пор не знающей своих пределов ни вширь, ни ввысь (или «внизь»). Этой за­ гадочной душе, встретившейся с другой душой, насколько я понимаю, не столь уж важно, какого ты роду-племени. Национальный вопрос для нее второстепенен по сравнению с главным, вечно животрепещущим вопросом: «ты меня уважаешь?» в смысле «ты меня любишь?» Я бы даже сказал, что «веселие на Руси питие еси» именно потому, что основной русский вопрос легче задать в подпитии. Шутка, конечно. Но с изрядной долей правды. Я до сих пор не знаю, сколько поименно народностей коренится на российской территории. Читал, конечно, но забыл. Знаю, что много. Время от времени узнаю: а вот еще лакский народ есть в Дагестане, а вот еще нганасане на Таймыре. И, надо сказать, о них уже не забуду, потому что узнал не из книг, а от лакца, от нганасана. После того как мы решили с ними основной русский вопрос. Решили положительно. А после него национальный вопрос - семечки. Хорошо это или плохо, но так оно есть. Так и останется во мне этот стихийный интернационализм, воспитанный даже не православи­ ем, а чем-то более древним, гнездящимся в глубоком подсознании. По-моему, русский этнос велик именно тем, что никогда не воз­ величивался и не обособлялся. В этом конечно и слабость его, но и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz