Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

Пойду, говорю, в запой, говорю. Такие «сказы» Галича демонстрировали для осмысления и осмея­ ния весь абсурд нашего существования в обществе, где семейные вопро­ сы решались на партсобрании, а всенародные проблемы - по-семейному, в клане Политбюро. Александра Галича вполне можно назвать автором и исполнителем «Человеческой комедии развитого социализма». Хру­ щев, конечно, не ожидал, что его критика «ошибок» сталинского про­ шлого вызовет явление, подобное Галичу, который своим бесстраш­ ным творчеством изъязвлял уже сами основы коммунистического строя. Столь безоглядной позиции автору простить не могли. Он был вы­ дворен как из Союза писателей и Союза кинематографистов, так и из Союза ССР. Если Булат Окуджава помог нам по-новому увидеть себя и друг друга, то Александр Галич учил распознавать абсурд, дикость и мер­ зость привычных, застывших порядков нашей жизни, учил смеяться над ними. А тем самым и бороться. Так он восславил свободу и помог нам выдавливать из себя раба. Хотя бы по капле. Хотя, помнится, спел: По капле - это на Капри. А нам подавай ведро! «Капри» прозрачно намекает на Максима Горького, но тут Галич малость слукавил. Возможно, в угоду звучной рифме, которую откровен­ но предпочитал. А по сути, у «великого пролетарского», как мы теперь понимаем, были другие проблемы, обратные нашим. Горький выдавли­ вал из себя свободу. Нам же действительно пришлось по капле освобож­ даться от рабства, чем я, к примеру, занимаюсь по сей день. Ведром уда­ лось выплеснуть из себя рабство самому Александру Галичу, ему помог прирожденный аристократизм духа, для которого рабство тоталитаризма было поверхностным, ощущалось как ярмо. А мы, слушатели его песен, стремящиеся к правде, были обыкновенно воспитанным советским че­ ловеческим продуктом, выросшим в лоне коммунистического вымысла, пронизавшего нас химически, до самого нутра. В таких условиях и капля дорогого стоит. Владимир Высоцкий известен наиболее широко. И причина не только в несомненном таланте этого барда. Есть еще как минимум две составляющие в «секрете» его всенародного успеха. Во-первых, то есть, уже во-вторых, он был по-актерски многолик,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz