Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

рабатывать на пропитание именно этими безличными способностями второго этажа - это и есть заколдованное марксово «царство необхо­ димости» и «отчуждение личности», испытанное советским обществом в полной мере. Но есть в человеке и третий этаж - творческий уровень, небо на­ ших пристрастий: художественных ли, технических - каких нам угодно: та область где наши способности вновь соединяются с потребностями, но уже не на биологической основе, а на сугубо человеческой, духов­ ной, на основе любви. Подчеркиваю: этот этаж есть у всех сколько- нибудь нормальных людей*, и он не может быть пустым. Не верьте тому, кто скажет, что вы бездарны, не верьте даже самому себе: у каж­ дого из нас, если поискать, откроется способность - и не одна! - го­ товая обняться с потребностью, и вот эти-то потребности и составля­ ют благо**. Как общественное, так и наше личное, потому что на этом уровне общественные интересы во многом совпадают с личными и уж во всяком случае, не противоречат друг другу. На этом уровне стоит по-новому взглянуть и на печальную пока судьбу основной формулы коммунизма: «от каждого по его способно­ стям, каждому по потребностям». Эта формула оставлена нынче за неисполнимостью: дескать, всем по потребностям все равно не хватит, сколько свои способности ни надрывай. А ведь она становится впол­ не действенным символом, живым руководством к действию, если мы поймем, что главное - вскрыть наши способности, наши высшие твор­ ческие потенции, а потребности приложатся, они зависимы. Секрет решения уравнения не в потребностях, а в способностях, и разумная школа постарается сделать всё возможное для обнаружения и запуска высших способностей ребенка, чтобы они, развиваясь в паре со свои­ ми потребностями, заняли царственное место в душе человека. Чем успешнее общество занимается этой школьной инициацией творческих пар в человеке, тем ощутимее будет социальный прогресс, тем пря­ мее идет общество к тому состоянию, где «каждый по способностям, каждому по потребностям». Цель вернее всего достигается, становясь средством своего достижения. Воспитывая в детях высшие способно­ сти, мы как раз действуем целевыми средствами, то есть сделанными из материала цели: человек впоследствии удовлетворяет свои веду- *- Есть и у ненормальных, но это особая статья **- Конечно, предложенная схема многое оставляет «за кадром»: она как бы не замечает того, что в любой творческой работе есть рутинная составляющая, свисающая на второй этаж, а почти в любом шаблонном труде присутствует творческий подъемный элемент, проникающий на гретий этаж.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz