Семенов, В. П. Публицистика / Владимир Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Мурманск : ЗАО Нордмет, 2008. – 404 с.

«способность-потребность», начав свое чувственное развитие, зани­ мает всё большее место в душе человека, оттесняя на задний план потребности нетворческого порядка. Они не исчезают, разумеется, но вскоре узнают свое не более чем подчиненное место, привыкают к роли обслуживающего персонала и уже не тщатся стать целью чело­ веческой жизни. Академик П. Л. Капица рассказал о Карле Штейнмеце, идейном руководителе исследовательских и конструкторских работ в лабора­ ториях «Дженерал Электрик». Штейнмеца вообще не интересовал за­ работок, и денег он не получал, умудряясь жить в Соединенных Шта­ тах почти по-коммунистически, то есть брал вещи в магазинах по мере надобности, а компания оплачивала присланные магазинами счета. В выигрыше были обе стороны, всяк по-своему: «Дженерал Электрик» экономила на содержании талантливого ученого, а Штейнмец тратил минимум времени и усилий на удовлетворение материальных потреб­ ностей. Фигура Штейнмеца выглядит курьезной, но только потому, что курьезна сама форма безденежного существования в эпоху чистогана. На самом деле безразличие к материальному богатству встречается довольно часто, чаще, чем нам представляется. Для людей, всерьез захваченных творческой потребностью, деньги и сегодня играют лишь подсобную роль в расчетах с миропорядком. Способность-потребность к созиданию, словно два огромных крыла, крепнущих с каждым взма­ хом, переносят человека в новую систему ценностей, где перед всеми прежними ощущениями начинает выступать властное ощущение кры­ льев. Творец находит основное жизненное удовлетворение в процессе созидания, а не в денежном выражении результата. Деньги ему, из­ вестное дело, нужны, и удобства нужны, но не столько за работу он ждет денег, сколько для работы. Ему нужна возможность развиваться, тянуться к максимуму своих способностей - такова теперь его ведущая потребность. При счастливо складывающихся отношениях между спо­ собностью и потребностью счастлив и творец: здесь копится главное богатство, и здесь же, согласно евангельской заповеди, скорбит и ра­ дуется сердце человека. Конечно, между творческой захваченностью и потребительской умеренностью нет жесткой связи, но ведь в духовной сфере и вообще нет причинно-следственных связей жесткого типа, подобных механи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz