Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Глава 6 "ЗИНСКИЙ ПЕРИОД" СУДОВЕРФИ П роцессы, шедшие на СРЗ, конечно, были свойственны и верфи деревян­ ного судостроения, соседствовавшей с более крупным предприятием су­ доремонта. Большие каменные корпуса СРЗ, находившиеся в непосредственной ви­ димости строителей ботов, комбайнов и зверобоев, сведения из газет и от друзей- приятелей, создавали значимый ориентир, влияли на обстановку в цехах. Но еще большее влияние на жизнь оказывали, разумеется, собственные проблемы. 15 августа 1934 года Стрелкова Г. В. снова отозвали в распоряжение Рыбосу- достроя. Директором стал Зинский Иван Лаврентьевич, присланный "сверху", быв­ ший ранее первым директором Харьковского тракторного завода. Вот приказ №1, подписанный Зинским 22 августа 1934 года. "В феврале - марте 1934 года к импортному мотору судна "Скат" был смон­ тирован наСос, а 21 августа во время пуска машины порвалась тяга и насос вы­ шел из строя, чтоугрожало и взрыву машины. При разборке насоса установлено, что между скалкой и вертикальным клапаном находилось два куска болтов. Это говорит за то, что во время монтажа была проявлена преступная халатность, а возможно это сделано и злоумышленно. Приказываю Осетрову (спецотделец. - В. С.) выяснить, кто персонально производил сборку насоса, кто сдавал и принимал насос к монтажу на судне. Ус­ тановить социальное положение этих людей, а также откуда и когда прибыли на верфь. Немедленно сообщить об аварии окротделу НКВД". Выяснилось, что монтаж производила бригада Макурина. Директор приказал бригаду расформировать, а Макурина привлечь к уголовной ответственности. Зинский возглавил предприятие не в самое простое время. Хотя, если разо­ браться, простого времени у мурманского судостроения до той поры и не бывало. 11 февраля 1935 года "Полярная правда" опубликовала крупную программну статью под названием "Что же должна строить судоверфь?". Есть тут и статистика: "За последние 4 года на верфи построено 128 средних и крупных рыбопромысловых судов, водоизмещением в 7038 тонн. За этоже вре­ мя выстроено 540 брам, плашкоутов, шлюпок и т. п .". Есть доля комплиментарности: "Верфь строит такие суда, которые до сих пор строились только за границей. В Советском Союзе - это единственная верфь, строящая крупные деревянные рыболовецкие суда". Ну, и есть план на ближайший год. В 1935 году программа верфи предусматри­ вает выпуск пяти комбайнов типа 1, пяти глубоководных комбайнов, трех зверобой­ ных судов, 24 "касаток", гидрологического судна идругой посуды меньших размеров. В суммарном выражении объем работ верфи выражается в 6 млн рублей. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz