Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
с любыми сложными обстоятельствами. Таким его помнят и сейчас многие из живущих. Они с Сотниковым, подав несколько рационализаторс ких предложений по слипу, сумели даже и в несо вершенном, некачественном состоянии устрой ства поднимать суда быстрее, чем это предпола галось по техническим условиям. А ведь Мощал- гин был тогда совсем еще молодым человеком: в 1936 году его только призвали в армию. И вот что по этому поводу писала "Поляр ная правда" в статье "Призывной возраст": "Когда Траулер, требующий ремонта, подходитк слипу и водолазы подводятпод киль стальные тележки, - капитана на судне нет. Кто же стоит на мостике? Кто приказывает запустить брашпиль и командует подъемом ко рабля на сушу?. Имя боцмана слипа хорошо известно на заводе. Это призывник Михаил Мощалгин. 3 года назад Мощалгин с другими таке лажниками монтировал этот самый слип, на котором сейчас стоят корабли. С пуском слипа парень стал помощником такелажника, а потом пошел дальше. Те перь и многие пожилые рабочие ходятза советом к молодому боцману, поднявше му десятки кораблей. Кстати, у Мощалгина отец был раскулачен. Но по Сталин ской Конституции социальное положение не может помешать людям Советской страны осуществить свои гражданские права". Последнее утверждение, как нам теперь доподлинно известно, частенько рас ходилось с действительностью. Секретная переписка того же спецотдельца Юрасова пестрит запросами по месту рождения и по месту прежнего жительства многих работ ников судоверфи: вышлите, мол, компрометирующие материалы на такого-то, если они имеются. При получения таковых (если родитель был раскулачен, к примеру) ра ботника либо увольняли, либо, в лучшем случае, перемещали в самый нижний этаж рабочей иерархии. Так что, Мощалгин являлся, скорее, исключением из правила. Но работали люди, как правило, на совесть. Вне зависимости от бывшей соци альной принадлежности. Наряду со стахановским движением на заводе развива лось движение рационализаторов. В "Металлисте" от 8 апреля 1936 года, например, опубликована статья "17 цен ных предложений", где перечислены действительно крупные, значимые для произ водства рацпредложения, поступившие с начала года. Особенно отмечается рацио нализаторская активность инженера Костенко-Радзиевского, внесшего пять предло жений, заместителя гл. инженера Смирнова, автора трех предложений, и начальни ка ОКСа Рослякова, предложившего два усовершенствования по слипу. Все их пред ложения приняты и внедряются. Кстати, в этом же выпуске "Металлиста" сообщается, что 16 стахановцев и ИТР СРЗ получили квартиры в новом каменном доме по ул. Сталина. Это второй из двух огромных каменных домов, строившихся по личному приказу Микояна. Первый был возведен для руководства Мурманрыбы и верхушки плавсостава, а второй воз водился для руководства и стахановцев СРЗ. В число этих 16 вошли уже слышан ные нами фамилии и те, о которых еще предстоит услышать: Росляков, Сыроежин, Электросварщик Николай Стародубцев - один из первых стахановцев судоремон тного завода 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz