Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Остров Торос, разме­ ром приблизительно 4x1,5 км, на котором были построены судо­ ремонтные мастер­ ские, до переподчине- ния принадлежавшие Моторыбоцентру. Рас­ положен по левую сто­ ронуна выходе из Коль­ ского залива. технологический институт. При реорганизации втузов был переведен в Ленинград­ ский машиностроительный институт. "Окончив теоретическую часть института, я работал в течение года на­ чальником большого механического цеха Балтийского завода в Ленинграде. Дип­ лом защитил в 1934 году на "хорошо". И в томже году был мобилизован Ленин­ градским обкомом в Мурманск, на должность директора судоремонтного завода треста "Мурманрыба". Вот такой боевой товарищ, а вместе с тем и молодой специалист, возглавил мурманский судоремонт в августе 1934 года. Объем работ в этом году возрос, и очень значительно. Было произведено 515 междурейсовых ремонтов, 126 длительных, из­ готавливались траловые доски, отливки и поковки для других предприятий, велись работы по заказам Северной военной флотилии. Однако годовой финансовый план, выросший до 8 млн 500 тыс. рублей был выполнен лишь на 92, 8% - в основном из- за того, что в конце года завод имел большие простои по причине неподачи электро­ энергии. Чтобы несколько разгрузить СРЗ, механическая мастерская промфлота была перенесена с РТ "Окунь" на берег, был увеличен ее штат... Слип начали осваивать в августе 1934 года. Тогда первым был поднят РТ-45. Подъем вместе с наводкой судна занял около 18 часов, причем при подъеме поло­ малось 11 скатов. А вот в январе 1935 года подъем РТ-48 (9-е по счету судно) вместе с наводкой занял уже только 5 часов. Вдальнейшем и это время благодаря рациона­ лизаторским предложениям было ужато вдвое. Листая подшивки "Полярной правды", главной окружной газеты тех лет, ощу­ щаешь повышенное внимание к работе нового завода. Оно и понятно: крупнейшее предприятие города, обеспечивающее важнейшее занятие его жителей - рыбацкий труд. В газете была заведена специальная рубрика "Ремонт флота - под особое наблюдение", и она заполнялась регулярно. 16 января 1935 года опубликована большая статья "Генеральный договор". Вот наиболее существенные выдержки из нее: 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz