Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

енном сентябрьско-октябрьском номере за 1933 год помещена большая статья вид­ ного тогдашнего публициста Б. Фаворова под названием "Мурманская верфь". Пер­ вая половина ее посвящена уже накопившейся истории предприятия, а вот вторая отдана сегодняшнему дню, то есть достижениям верфи 1932 - 1933 годов. "Гордость Мурманской верфи - зверобои. И, действительно, постройкой после 14-метровых рыбопромысловых ботов зверобойного судна длиной в 33 метра, шириной в 7 метров, высотой по борту от киля до палубы 3,8 метра, водоизмещением в 435 тонн и полезной грузоподъемностью в 150 тонн - можно гордиться. Зверобойные суда предназначеныдля промыслов морского зверя: тюленя, моржа, нерпы, белухи, морского зайца и белого медведя в Баренцевом и Белом море среди льдов. Судно предохраняется ото льда ледовой обшивкой, идущей сплошь в подводной части. Кроме 200-сильного двухцилиндрового мотора типа "Болиндер", судно осна­ щено ещеидвумя парусами. Скорость судна в полном грузупри 3-балльном встреч­ ном ветре достигает 8 узлов. Судно рассчитано на продолжительность плава­ ния без захода в порт и пополнения запасов на 4 месяца. Экипаж составляют 8 человеккоманды и 10зверобоев - промышленников. Оборудование жилых помещений отвечает всем требованиям судовой са­ нитарии. Кроме двухместных кают, столовой, красного уголка, имеется баня, душ, ванна, сушилка. Судно имеетприемо-передаточную радиоустановку, исполь­ зуемую во время перерывов в работе по сношению с другими зверобойными суда­ ми, как трансляционный судовой узел. Другой тип строящихся верфью судов - лихтер-фактория. Это транспор­ тные несамоходные суда. Они принимают с рыбопромысловых судов рыбу и во время транспортировки обрабатывают ее в полуфабрикат, сдавая для дальней­ шей переработки на береговые рыбообрабатывающие заводы. Лихтер-факто­ рия может быть использована и как транспортное судно. Лихтер-фактория представляет собой двухмачтовое судно, имеет паруса, рассчитан на возможную установку мотора и превращение в самоходное судно. Комбайн типа "осьминог” постройки Мурманской судоверфи 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz