Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Сапальский Марьян Владимирович - легендарный снабженец Мурманской верфи деревянного судостроения. Ро­ дился в 1893 году в г. Кяльцы, поляк. После слияния СРЗ и верфи деревян­ ного судостроения работал начальни­ ком отдела Мурманского рыбокомбина­ та, где и был арестован 5 августа 1938 года. Осужден 29 сентября 1939 года Особым совещанием при НКВД СССР, 5 лет ИТЛ. С тех пор сведений о Сапаль- ском нет. Реабилитирован в 1957 году миссию под председательством Баранова, зав. производственным отделом судовер­ фи, для выработки практических предложений и поправок. Короче, проект был от­ правлен на доработку. Но некоторые работы - в основном земляные - начались до утверждения про­ екта, и уже в 1931 году Рыбосудострой планировал затратить на них 1 млн 700 тыс. рублей. Установлена была очередность работ: устройство свайной береговой линии протяженностью 700 метров, устройство свайных опорных стен бассейна, производ­ ство землечерпательных работ на месте бассейна и подходов к нему, земляные ра­ боты по устройству насыпи в местах сооружения первоочередных построек, возве­ дение механических мастерских, закладка фундамента для эллинга, постройка ба­ раков, жилых зданий и центрального склада. Все эти работы, которые велись в непосредственной близости от действую­ щей верфи, получили название "Новострой", и возглавил уже упоминавшийся нами в связи со стройкой СРЗ Киборт Викентий Осипович. Известно, что в 1931 году на Новострое работало 712 человек (из них 40 служащих), а в заявке на 1932 год значи­ лось уже 1068. Впрочем, не дожидаясь осуществления намеченных перспектив, руководство верфи пыталось уже сейчас как-то усилить производственные возможности пред­ приятия. К примеру, по предложению служащего на верфи американского специали­ ста Петерсона, решили без промедления увеличить электрическую оснащенность производства на 100 квт. Это давало возможность провести модернизацию имеюще­ гося оборудования и перейти с горячей оцинковки гвоздей, где терялся цинк, доста­ вавшийся с величайшим трудом, на гальваническую. Тут же на директорском сове­ щании 8 августа 1931 года, где впервые прозвучали выкладки Петерсона, Стрелков поручил Сапальскому заботы о скорейшем приобретении имеющегося на примете 90-сильного двигателя, а Баранову и Селяве (зав. электростанцией) приказал приго­ товить всё необходимое для установки двигателя и 100-киловаттной динамо-маши- ны, которую тот же Сапальский должен был скорейшим образом вытребовать от Рыбосудостроя. "Просить также о скорейшей присылке 140-сильного локомобиля 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz