Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

органа - она, подобно переселению семьи с одной на другую квартиру - в любом случае на время выбивает из колеи. Именно из-за реорганизации были задержаны кредиты для верфи до 1 июня 1930 года. Реорганизация обострила и без того острые проблемы со снабжением. Ихотя Сапальский как всегда был на высоте, обеспечивал верфь качественной древеси­ ной (она поступала или сплавом по Туломе, или отЖеллеса по железной дороге, для чего снабженец то и дело мотался по станциям), да и не только древесиной, - всё умел добывать Марьян Владимирович, но вот, например, обеспечение моторами из-за рубежа - это в режиме советской пятилетки оказалось вне компетенции слав­ ного добытчика. Уже 13 июля 1930 года на заседании президиума Мурманского окрисполкома, обсуждавшего первые результаты работы судоверфи, оказавшейся в новом подчи­ нении, было определено, что верфь, в основном, справляется с заданиями, но из-за несвоевременного получения моторов построенные суда не сумели выйти на про­ мысел. Заявлено также, чтодо сих пор в округе не покончено с кустарщиной, а поэто­ му "нам надо со всей серьезностью подтвердить перед облисполкомом необходи­ мость концентрации судостроения, ориентированной на Мурманск". Прозвучала еще раз и та наболевшая проблема, что суда получаются дороги­ ми, потому что производство не механизировано и централизованное снабжение не налажено, на что исполком и указал Муррыбаксоюзу: следует выйти на нужные орга­ низации и выхлопотать твердые фонды. Его же обязали обеспечить общественное питание для работников судоверфи и строить жилье, поскольку у города таких сил нет. А Севгосрыбтрест по тому же решению окрисполкома обязан был немедленно начать строительство дороги от города к судоверфи, потому что предыдущий дей­ ствующий проезд был разрушен карьером того же треста. Задания, возлагаемые на верфь, тем временем росли. В конце сентября от Ленинградского госторга на судоверфь приехал Жилинский А. А., заведующий мор­ скими зверобойными промыслами. У нас всего четыре специализированных зверо­ бойных судна, сообщил он, и те мы закупили в Норвегии, что очень дорого, а нам до конца пятилетки понадобится еще 12 подобных судов. Ни один из отечественных судостроительных заводов за постройку зверобоев не берется. Поэтому, в связи с развитием Мурманской верфи, мы полагаем, что именно она могла бы включить в перспективный план изготовление судов такого типа. Для этого в 1931 году надо про­ вести все организационно-подготовительные работы, включая и заготовку материа­ лов, чтобы в 1932-м приступить к постройке одного или двух опытных образцов. В программе работ надо предусмотреть также и ремонт этих судов, поскольку зверо­ бойный флот Ленинградского госторга непременно будет базироваться на Мурманск. Стрелков ответил согласием, поставив обязательным условием тесный кон­ такт с Ленгосторгом в деле подготовки производства. А через две недели, 11 октября 1930 года, Стрелкова вызвали в ЛОСХН (Ленинградское отделение Совета народного хозяйства), где шел разговор о том, что в Мурманский край переселяют 2000 семей рыбаков - раскулаченных. Для того, что­ бы их в полной мере использовать на путине, из расчета 5 рыбаков на судно, нужно к весне 1931 года построить около 400 ботов. Какую часть из них к марту может поставить Мурманская судоверфь? Стрелков ответил: "По плану в этом году мы должны сдать 30 ботов. Исдадим. До марта успеем сделать еще 12. Но если будет расширена площадка для стапелей, произведено дооборудование верфи, пополнен инвентарь и необходимый инстру­ мент, то к 1 марта можем дать 22 бота вместо 12, а годовую программу довести до 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz