Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
органа - она, подобно переселению семьи с одной на другую квартиру - в любом случае на время выбивает из колеи. Именно из-за реорганизации были задержаны кредиты для верфи до 1 июня 1930 года. Реорганизация обострила и без того острые проблемы со снабжением. Ихотя Сапальский как всегда был на высоте, обеспечивал верфь качественной древеси ной (она поступала или сплавом по Туломе, или отЖеллеса по железной дороге, для чего снабженец то и дело мотался по станциям), да и не только древесиной, - всё умел добывать Марьян Владимирович, но вот, например, обеспечение моторами из-за рубежа - это в режиме советской пятилетки оказалось вне компетенции слав ного добытчика. Уже 13 июля 1930 года на заседании президиума Мурманского окрисполкома, обсуждавшего первые результаты работы судоверфи, оказавшейся в новом подчи нении, было определено, что верфь, в основном, справляется с заданиями, но из-за несвоевременного получения моторов построенные суда не сумели выйти на про мысел. Заявлено также, чтодо сих пор в округе не покончено с кустарщиной, а поэто му "нам надо со всей серьезностью подтвердить перед облисполкомом необходи мость концентрации судостроения, ориентированной на Мурманск". Прозвучала еще раз и та наболевшая проблема, что суда получаются дороги ми, потому что производство не механизировано и централизованное снабжение не налажено, на что исполком и указал Муррыбаксоюзу: следует выйти на нужные орга низации и выхлопотать твердые фонды. Его же обязали обеспечить общественное питание для работников судоверфи и строить жилье, поскольку у города таких сил нет. А Севгосрыбтрест по тому же решению окрисполкома обязан был немедленно начать строительство дороги от города к судоверфи, потому что предыдущий дей ствующий проезд был разрушен карьером того же треста. Задания, возлагаемые на верфь, тем временем росли. В конце сентября от Ленинградского госторга на судоверфь приехал Жилинский А. А., заведующий мор скими зверобойными промыслами. У нас всего четыре специализированных зверо бойных судна, сообщил он, и те мы закупили в Норвегии, что очень дорого, а нам до конца пятилетки понадобится еще 12 подобных судов. Ни один из отечественных судостроительных заводов за постройку зверобоев не берется. Поэтому, в связи с развитием Мурманской верфи, мы полагаем, что именно она могла бы включить в перспективный план изготовление судов такого типа. Для этого в 1931 году надо про вести все организационно-подготовительные работы, включая и заготовку материа лов, чтобы в 1932-м приступить к постройке одного или двух опытных образцов. В программе работ надо предусмотреть также и ремонт этих судов, поскольку зверо бойный флот Ленинградского госторга непременно будет базироваться на Мурманск. Стрелков ответил согласием, поставив обязательным условием тесный кон такт с Ленгосторгом в деле подготовки производства. А через две недели, 11 октября 1930 года, Стрелкова вызвали в ЛОСХН (Ленинградское отделение Совета народного хозяйства), где шел разговор о том, что в Мурманский край переселяют 2000 семей рыбаков - раскулаченных. Для того, что бы их в полной мере использовать на путине, из расчета 5 рыбаков на судно, нужно к весне 1931 года построить около 400 ботов. Какую часть из них к марту может поставить Мурманская судоверфь? Стрелков ответил: "По плану в этом году мы должны сдать 30 ботов. Исдадим. До марта успеем сделать еще 12. Но если будет расширена площадка для стапелей, произведено дооборудование верфи, пополнен инвентарь и необходимый инстру мент, то к 1 марта можем дать 22 бота вместо 12, а годовую программу довести до 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz