Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Немало вечеров, до поздней ночи, проводили в цеху техник Катаев К.Ф. с мастером Кучиным М.П. и его помощником Еремеевым А. Е. Здесь, наверное, уместно будет сказать о тогдашних заработках на верфи. Они были весьма скромными, но дело не только в этом. Мы привыкли к тому, что директору полагается оклад больший, чем у какого бы то ни было подчиненного ему специалиста. В описываемые годы было еще не так. Директор Стрелков Г. В. полу чал 280 рублей в месяц, а механик по установке и ремонту моторов - 300. Столько же и корабельный техник. А старший мастер - 275. Оплата строителей первых со ветских судов на Мурмане еще носила следы некоторой демократичности, что ли. Вскоре исчезнувшей. Вот характеристики этих первых "касаток", выпущенных возрожденной судовер фью. Длина - 14,85 м. Ширина - 4,85 м. Высота борта - 2,28 м. Водоизмещение - 43 т. Грузоподъемность - 20 т. Материал - сосна, шпангоуты еловые. Две мачты. Четы ре паруса: кливер, грот, стаксель и бизань. На бот предполагалось ставить моторы Ижорского завода мощностью 30-35 л. с., без реверса. Эти моторы успешно выдержи вали условия плавания на Севере. По окончании постройки и снаряжения первого построенного бота "Норд" были назначены испытания. Погоду нарочно выбрали непромысловую. Летней дождливой ночью при ветре в 3-4 балла "Норд" вышел из Мурманска в Териберку, показав в пути хорошую ход кость и прекрасную управляемость. Идеально работал 35-сильный "Дейтц", запуск которого производился сжатым воздухом, что особенно нравилось рыбакам, имев шим дело с "Болиндером", который требовал на разогрев более получаса и отчаян но коптил. ВТериберке после осмотра бота рыбаками группа выборных - наиболее опыт ных рыбаков - вышла на пробный промысел при 6-балльном ветре и волнении. "...выкидка сетей в море и обратная выметка их с кормы при 6-балльном ветре и сильном волнении были произведены удовлетворительно; сеть не попа дала под корму и не путалась. Ботбыл остойчив и воды на палубу не брал. Пово ротливость и управление рулем отличные. Ботпроизвел первый вылов в 500 кг и промышлял в море один, так как остальные бота выйти не решались, остава лись в становище". Так гласит акт комиссии Териберского кооперативного товарищества. Столь же положительный отзыв был получен во всех становищах, где побывал "Норд". Экзамен был сдан показом. В первый же месяц после испытаний верфь полу чила заказы от колхозов и артелей на 12 ботов. Дело, однако, тормозилось. В связи с новой генеральной линией, направлен ной на социализм или государственный капитализм, как бы его у нас ни называли, усилились организаторские перемены. Интегралсоюз, под крылом которого воспря нула Мурманская судоверфь, прекратил свою деятельность 24 марта 1930-го, не прожив и года. Его правопреемником, тоже, кстати говоря, недолговечным, стал Мур- рыбаксоюз, который полностью назывался "Мурманский окружной союз рыбацких промысловых товариществ и колхозов". Председателем его правления был назна чен уже небезызвестный нам Мохов Иван Афанасьевич, который, впрочем, действо вал и в Интегралсоюзе: был то членом, то председателем правления. Такая преем ственность власти, конечно, обнадеживала, однако реорганизация начальственного 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz