Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

4. Карбас с мотором в 4,5 л. с. 1927 г.постройки - 1500 руб. 5. Шлюпка №1 1927 г. постройки - 109 руб. 6. Шлюпка №2 1927 г. постройки - 109 руб. 7. Шлюпка №3 1927 г. постройки - 109 руб. 8. Бот №4 без мотора 1928 г. постройки - 2542 руб. 9. Бот №5 без мотора 1928 г. постройки - 2500 руб. 10. Бот №10 с мотором "Болиндер" 25 л.с. 1928 г. постройки - 12500 руб. 1928 год стал последним в судьбе товарищества промыслового судостроения первого созыва. Он вдобавок сопровождался и скандальной историей с инженером Севенардом, который (см. выше) весной 1927 года убеждал правление в пользе стро­ ительства лесопильного завода. Он же взялся изготовить чертежи за относительно небольшое вознаграждение. Ему доверились, а он вместо здания, требуемого тех­ нологией лесопильного дела, начертил обыкновенный сарай. И обнаружилось это только в ходе постройки, когда уже были потрачены деньги. В конце концов выяснилось, что Севенард Юрий Владимирович, которому 26 лет от роду, только представляется инженером, диплома у него нет, а есть три курса Института путей сообщения. Севенарда судили и приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. Благодаря объявленной незадолго до того амнистии в честь десятилетнего юбилея Октябрьской революции срок наполовину скостили. Лжеинженер получил заслужен­ ное наказание, но ведь и товариществу от этой истории не поздоровилось. И без того натянутые отношения с банком совсем разладились. Летом 1929 года была учреждена ликвидационная комиссия. По ее решению провели полную инвентаризацию построек, материалов, оборудования верфи. Ре­ шено было также достроить находящийся в работе бот № 13 - последнее детище товарищества. Достраивал судно мастер Михаил Панкратьевич Кучин, когда-то хо­ дивший у брата Александра в подмастерьях. Самого Александра Кучина по реше­ нию правления уволили еще в мае 1928 года. По акту инвентаризации 1929 года верфь на Халдеевом мысу включала в себя следующие постройки: здание ангара, дощатое, крытое толем: 38x16x4,5 м; здание мехмастерских, бревенчатое, крытое толем: 8,52 х 4,26 м; здание жилого дома с двумя вышками, бревенчатое, крытое толем: 12 х 6,4 м; здание кузницы, дощатое, крытое толем: 10 х 4 м; здание склада, из горбылей, крытое толем: 21 х 5 м; уборная дощатая; колодец; навес для локомобиля. Общая стоимость построек - 77 тысяч 748 рублей. За три года существования товарищество промыслового судостроения изгото­ вило, насколько известно, 37 ёл, 13 ботов и небольшое количество мелкой посуды. Не так уж много. Но что поделаешь, - первым всегда трудно, тем более, что эти годы верфь работала без ощутимой государственной поддержки, в обстановке тогдашне­ го Кольского Заполярья, где всё создавалось впервые. Опыта поднабрались, и то хорошо. В 1929 году верфь деревянного судостроения была законсервирована. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz