Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Моторы отечественного производства, помимо того, что относительно дороги и заказы на них выполняются долго, имеют еще и то неудобство, что в большинстве своем керосино-бензиновые. В силу того нам приходится выписы вать моторы из-за границы. В частности, как это теперь сделано - из Норвегии. Само собой, получение лицензии на заказ моторов, переписка, оформление само го заказа занимают много времени, из-за чего нам приходится осторожничать в своих обязательствах перед заказчиками, что, конечно, портит с ними отноше ния. Во избежание этого, была попытка приспособить моторы Онегозавода. К сожалению, она оказалась неудачной и отбилау нас желание работать с Онегоза- водом. По крайней мере, до лучших времен. У нас есть некоторые твердые заказы на суда, но их мало. Главенствую щую роль в приобретении рыбаками посуды играет курс кредитования рыбацких артелей, взятый Сельхозбанком. Вместо практиковавшегося пятилетнего сро ка он стал трехлетним, что тоже вынуждает рыбаков быть осторожными в при обретении моторных судов. При таком курсе банка в перспективе вместо мото ризации - возвращение к старому знакомому типу судна вроде шняки и т.п." И далее Мохов обстоятельно рассуждает о необходимости сделать центром судостроения именно верфь города Мурманска, поскольку природные преимуще ства его расположения очевидны, говорит о желательности скорейшей стандартиза ции судов, благодаря которой можно было бы отдельные части изготавливать вне Мурманска и привозить сюда для сборки. Сегодняшнее распыление средств, когда мелкие товарищества тратят деньги на попытки кустарного судостроительства, не выгодны всем. Нужно сосредоточить средства, построить эллинг для подъема су дов, осмотра и ремонта подводной части, увеличить срок погашения кредитов для рыбаков до 5 - 7 лет, пригласить на верфь (кроме квалифицированных рабочих): технического директора со специальным образованием и практическим стажем су достроения, на которого возложить обязанности общего руководителя верфи, мас тера по деревянному судостроению и механика для механической мастерской, зна комого с техникой лесопильного дела и установкой моторов. Вот эти шаги в совокупности, по мнению Мохова, вернее всего и приведут к механизации ярусноголова. Читая докладную записку Мохова И. А., отдаешь ему должное: человек мыс лил по-государственному. И, думается, его доводы не пропали бесследно. Со време нем многое вышло по-моховски. Но это было уже другое время, не НЭПовское. Сколько-нибудь значительного улучшения финансового положения товарище ство не добилось и в 1928 году. Найти новых пайщиков не удавалось, идаже некото рые из прежних свои денежные паи так полностью и не внесли. Продолжались проблемы с моторами. Двигатели Онежского завода оказа лись плохого качества, из-за них были случаи возврата ёл. Товарищество обрати лось за моторами к Ижорскому заводу, что под Ленинградом, но получило оттуда отказ. Покупать же моторы иностранного производства судостроители не могли, суда и без того влетали в копеечку: почти все металлические части приходилось заказывать на стороне. И хотя верфь освоила строительство ботов, изготовив в конечном счете 13 единиц, - все равно 1928 год был закончен с убытком в 25 тысяч рублей. Вот список готовых, но непроданных судов на 31.12.28 г.: 1. Ёла №3 с мотором в 4,5 л. с. 1927 г. постройки - 1750 руб. 2. Ёла №6 с мотором в 4,5 л. с. 1927 г. постройки -1750 руб. 3. Ёла №7 с мотором в 4,5 л. с. 1927 г. постройки - 1750 руб. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz