Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
помогает транспортом, вместо 60 лошадей дает 10, а за трактор заломили 480 руб лей в сутки. Севтралтрест отвечает, что не может, не имеет права сам остаться без транспорта и тем сорвать основную работу, ради которой здесь всё и вертится... Думается, ключевым виновником в той ситуации была просто-напросто нехватка стро ительных сил плюс неорганизованность, которой на Руси всегда хватало. В 1932 году в тяжбу о правых и виноватых вступила тяжелая артиллерия - в Мурманск приехал нарком снабжения Анастас Иванович Микоян. Воочию знакомил ся с настоящим положением дел. Зайдя в мастерские и поглядев на скученность станков и людей, заметил сопровождающим: "Это не мастерская, это курятник". 14 марта, выступая на совещании комплавсостава, Микоян среди прочего ска зал буквально следующее: "На год отсрочилось строительство судоремонтного завода, а он нам не обходим, темболее при вашем варварском отношении к машинам и обращении с тральщиками. Даже в иностранных водах вам мало места, наши тральщики бьют друг друга, сталкиваются с другими пароходами. В нашей стране, где нет ниче го, разбиваете суда как точно звери". Гневная тирада Микояна имела под собой весьма веское основание. Плохое знание правил судовождения, слабая дисциплина, неумелое обращение с механиз мами нередко приводили к серьезным поломкам и авариям судов. Только за 1931 год во флоте произошло 72 аварии. В отдельные недели в ремонте находилась по чти половина судов флота. К тому же зимой 1931/32 года 5 траулеров - "Дельфин", "Касатка", "Макрель", "Союзрыба", "Осетр" - погибли в море. Нагоняй наркома возымел действие*. При окружном Совете была организова на в некотором роде чрезвычайная тройка во главе с председателем окружного ис полкома Зингиса, отвечавшая за строительство СРЗ. Была проведена обстоятель ная проверка состояния дел на объекте, и уже 25 апреля, под председательством вышеупомянутой тройки, было проведено широкое совещание "с пристрастием". В 1933 году Башмаков переехел в Архангельск, где одно время работал глав ным механиком тралового флота, а потом был назначен начальником планово- про изводственного отдела вновь организованной верфи в Соломбале, где новаторски, творчески трудился до 1955 года, когда вышел на пенсию по болезни. Умер Виктор Иванович Башмаков в 1957 году. В постановлении совещания отмечалось, что строительство завода идет со вершенно неудовлетворительно. Производственных смет на него нет. Нет строитель ных чертежей и даже проектов на причальную набережную, компрессорную, кисло родную и ФЗУ. Стройматериалами, рабочей силой и инженерно-техническим персо налом объект обеспечен из рук вон плохо. При потребности бревен в размере 570 кбм имеется 100 кбм, досок вместо 6300 кбм имеется 100 кбм, арматурного же леза вместо 360 т имеется 5 т, цемента вместо 960 т имеется 5 т. При потребности рабсилы 2300 человек, ИТР 20 человек в наличии находится 960 рабочих, из коих 460 землекопов, и только 1 инженер и 3 техника. Механизация работ крайне недостаточна. Даже имеющиеся механизмы - 1 экскаватор, 4 бетономешалки, 2 подъемника, 2 крана-укосины, 2 камнедробилки и * С весенним приездом А. И. Микояна в 1932 году связана и наверняка сказавшаяся на мурманском судоремонте кадровая перестановка. Для ознакомления с процессом тралового лова Анастас Иванович вышел на РТ "Нева" в Барен цево море вместе с В. И. Башмаковым, который консультировал Микояна по работе механизмов. После этого рейса нарком, высоко оценив технический уровень Башмакова, назначил его главным инженером Севтралтреста. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz