Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
боководным бассейном и слипом для подъема траулеров. В 1930 году наряду с развитием действующей мехмастерской велось проекти рование СРЗ. В плане строительства на 1930 год завод даже стоял основным объек том, но из-за задержки с проектами строительство было перенесено на 1931 год. Недремлющее око ОГПУ нашло самую простую и понятную причину задержки - со знательное вредительство. Арестовали управляющего Мурманской конторой промыс лового флота Кротова Клавдия Ивановича и руководителей ведущих отделов трес та: производственного, планово-статистического, научно-исследовательского и про мыслового. Обвинили во всех тяжких: дескать, эти вредители создавали диспропор цию в отношениях производства и строительства, задерживали темпы, преуменьша ли планы, делали завышенные заявки на неходовые материалы и заниженные на более нужные. И так далее, и тому подобное... С людьми расправились, но делу это не помогло. В 1931 году на строитель ство было выделено два миллиона рублей, солидная сумма по тем временам, но деньги были истрачены трестом на иные нужды, а завод все еще находился в стадии проектирования. Мурманские судоремонтники продолжали работать в сарае, где не только пройти - протиснуться между станками было проблематично. Работали на изношенном оборудовании, и вообще - на энтузиазме, который в то время являлся действительной движущей силой. А объемы работ все росли и росли. В план работ мехмастерской на 1931 год кроме ремонта траулеров входили ремонт оборудования траловой базы (лебедок, хозинвентаря, льдодробилок), работы по заказам Строительного управления (паро вые котлы, бетономешалки, камнедробилки, моторы, вагонетки), а еще - работы для фильтровального завода и утилизационного, построенного, кстати говоря, впервые в Советском Союзе без приглашения иностранных специалистов, но при активном уча стии В. И. Башмакова. А еще и по отдельным заказам Совторгфлота, Откомхоза, Рыбаксоюза и других кооперативных учреждений, не говоря уже о заказах ОГПУ и о ремонте своего оборудования. В 1931 году заведующим механическимх мастерских был уже сменивший Лав рова Гусев Василий Иванович: тоже из рядовых рабочих, выдвиженец, образование "нисшее", но, как вы уже догадываетесь, член ВКП(б). 22 августа 1931 года Севгосрыбтрест был ликвидирован. На его базе возникло две организации: Мурманский государственный рыбопромышленный трест (Мургос- рыбтрест), призванный облавливать рыбу в прибрежной полосе Баренцева моря, и Северный траловый трест (Севтралтрест), который должен был развивать трало вый лов в открытом море. Механические мастерские вошли в подчинение Севтрал- тресту. В том же году мастерские получили свой плавучий док. Строительство СРЗ в это время все еще находилось на стадии уточнения про ектов, где много ценных предложений внес Башмаков В. И.: именно его приглашали на технические совещания, хотя он уже и не был заведующим мастерскими, и во многом благодаря Башмакову цеха СРЗ в проекте выстраивались в соответствии с технологическим маршрутом судоремонта, хотя его реализация осуществлялась мед ленно, да и качество порою оставляло желать лучшего. По сохранившимся документам трудно найти особо виноватого в черепашьих темпах строительства. Подрядчик - 4-й Госстройтрест - ссылался на заказчика, то есть на Севтралтрест: не обращает, мол, никакого внимания на строительство, не 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz