Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Да и инженерный корпус от вспомогательных служб тоже не отделен: в их составе немало инженерных кадров. Причальный фронт верфи составлял 1750 пог. м, в том числе пирс - 2x272 пог. м, глубина у причалов 8 м. Причалы, которые обслуживались 17 пор тальными кранами грузоподъемностью 10, 16 и 32 т, имели полный комплект энер гетического обеспечения. Территория предприятия имела хорошие транспортные связи в виде асфаль тированных дорог ижелезнодорожного пути, связывающего промышленную площадку с рыбным и торговым портами, нефтебазой и Мурманским отделением Октябрьской железной дороги. Верфь имела хорошо развитое складское хозяйство для закрытого и открыто го хранения. Энергопотребление предприятия обеспечивалось трансформаторными под станциями суммарной мощностью 23 ОООкВ-A, сети водопровода обеспечивали по дачу потребителям 120 ООО куб. м воды в сутки, теплофикационные магистрали - 38 т пара в час. Общая протяженность наружных инженерных сетей (электрических, паровых, сжатого воздуха, конденсатных, отопления, водяных, канализационных, ливневых, фекальных и т. п .) составляла около 130 км. Вся эта громадная инфраструктура призвана безотказно работать, по боль шей части круглосуточно, качественно выполняя десятки тысяч различных техноло гических процессов, из обеспечения которых и складывается общий процесс судо ремонта. И надо отметить: на протяжении почти 80 лет случаи простоя оборудова ния, аварии, остановки предприятия имели единичный, исключительный характер. Вспомогательные службы - это отделы главного механика и главного энерге тика, ремонтно-механический, ремонтно-строительный, энергетический цеха (участ ки), портофлот, транспортный цех*. Общая численность занятых в этой сфере об служивания составляла в 1988 году свыше 750 человек, но и сегодня это 373 челове ка, больше трети личного состава предприятия, что еще раз неопровержимо доказы вает непреходящую необходимость этих структурных подразделений. Отдадим дань уважения этим специалистам: они обычно остаются в тени, не светятся в СМИ, их мало награждают, но руками этих тружеников выполняется ог ромный объем работ: они обеспечивают бесперебойное снабжение верфи всеми видами энергоресурсов, отапливают и освещают цеха, ремонтируют все технологи ческое оборудование, здания и сооружения, инженерные сети и коммуникации, под готавливают предприятие к работе в зимний период. Они швартуют суда к причалам и производят их перестановки, осуществляют подъем и спуск судов на СПС, внутри заводские и внешние перевозки и все грузоподъемные работы, поддерживают в ра бочем состоянии транспортные коммуникации, обеспечивают чистоту и порядок на заводской территории, - всего не перечислишь. И если, не дай бог, произойдет ка кой-либо сбой или поломка - остановился станок, не переставлено судно, в душе вых нет горячей воды и т. д. и т. п., - сразу подымается шум и крик: не обеспечили! Никакое строительство или техническое перевооружение Мурманской судо верфи не обходилось без теснейшего участия энергомеханических служб предприя тия. Особый размах эта работа приобрела в 70-80-х годах, когда верфь испытывала строительный бум, когда были построены блоки корпусного и механомонтажных це хов, участок промыслового снаряжения, реконструированы электрорадиоцех, инстру ментальный и литейный, организован цех машиностроения, строились причалы, раз* В различные периоды времени эти подразделения назывались по-разному: они объединялись, разъединя лись, но их сущность, их функции принципиально не менялись. 301
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz