Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

ту 4 новых траулера. Один из них-"Лысун"-переоборудован собственными силами мастерской. Три - действительно новых, из числа заказанных в Германии. "Весь центр тяжести в отчетном году по ремонту тралфлота пал на ме­ ханические мастерские в Мурманске, загрузка которых в 1929 году была значи­ тельно больше предыдущих лет. Несмотря на это, мехмастерские вполне спра­ вились с возложенной на них задачей, что объясняется частичным изготовлени­ ем стандартных частей и некоторым расширением и реконструкцией мастер­ ских: увеличение котельного, кузнечного и механического цехов, установка пру­ жинного молота и ножниц, а также организация нового инструментального цеха". Упомянутые тяжести, легшие на плечи судоремонтников, практически выгля­ дели примерно так, как описывает их в своих воспоминаниях один из слесарей меха­ нических мастерских: "Был январь. С залива дул резкий ветер с морозом. Мы с Петром работали на открытой палубе тральщика. Нужно было отремонтировать лебедку и кон­ чить работу в срок, а он - на исходе. Темнота - чуть не круглые сутки. Свету нет. Провода, протянутые с берега, от ветра и качки обрываются. Дежурного монтера нигде не найдешь. Ветер тушит свечу и насквозь пронизывает. Сверху засыпает снег. Ноги и руки коченеют. Не успеешь отогреть их в кочегарке и только возьмешься за железо, - опять застыли, а работу бросать нельзя. Срок стоянки тральщика в порту кончается. Ежечасно пристают десятки контроле­ ров; судовая администрация, групмехи, мастера и дирекция то и дело наводят справки: "Скоро кончите?", "Что такдолго?". Липкая масляная грязь, тавотная мазь так пристают к рукам и инстру­ менту, что ничем не отдерешь и не отчистишь. А тутнадо завести прокладки в рамовые подшипники коленчатого вала, а положить их можно только голыми паль­ цами, и тоумело и осторожно, чтобы не рассыпались. Приходится ложиться на бок, прямо в грязь, в масло. Двое суток мы не отходили отлебедки. Старший штурман распорядился, чтобы нас кормили на судне. Спать было некогда, и по утрам нас одолевала дре­ мота, особенно, когда зайдешь на решетки к котлу погреться. Греться ходили попеременно. "Давайте скорее, ребята, осталось немного", - подбадривали мы друг дру­ га. Новый вал уложен, движение собрано, осталось проверить золотники и - до­ мой. К проверке золотников приступили в четвертом часу утра. Глаза слипались. Голова тяжелела. Надо было провернуть лебедку, и тримолодца напрягли муску­ лы, стараясь провернуть вал. Я стоял и ждал, пока они провернут и мгновенно, стоя, заснул с открытыми глазами. Мне приснилась живописная картина, такойя не видал и наяву. Среди высокиххолмов лежала зеленая лужайка. Она, как ковер, была устла­ на цветами. Я стоял на краю этой лужайки и хотел было идти на средину, в са­ мую гущу цветов, как вдруг услышал чей-то голос: "Готово, иди смотри". Это звали меня посмотреть золотники. Я шагнул вперед и вместо зелени и красных цветов увидел перед собой грязную, занесенную снегом, лебедку... Моего сна никто не заметил. Лебедка вскоре была пущена..." 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz