Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

увеличились во много десятков раз идальнейшая работа по экономии тепла “стары­ ми” путями стала бессмысленной - экономящие мероприятия судоверфи просто не поспевали за ростом тарифов. Специалисты критически пересмотрели свой взгляд на действующую во всех цехах систему воздушного отопления, при которой потери тепла составляли 30-40%, и это считалось нормой. Были проведены расчеты тепловых балансов зданий при различных наружных температурах с учетом тепловыделений внутри: термические и нагревательные печи, вулканизационные прессы, работающие станки и т. п. Все это позволило выявить основные источники топливных потерь и определить пути их лик­ видации или хотя бы сокращения. Группой специалистов в составе Храпова В. Е., Ярошинского В. М., Василье­ ва Ф. А., Богодухова А. Г. и Петрова В. И. была проделана большая работа по поис­ ку и выбору современного экономичного теплопроизводящего оборудования. В ко­ нечном счете выбор был сделан в пользу инфракрасных излучателей российско- норвежской фирмы “КС Электро”, которые имели большие преимущества перед другими системами обогрева: КПД приближен к 100%, длительный срок эксплуата­ ции, высокая автономность, высокоточная и легкая управляемость, экологичность, простота обслуживания и многое другое. Внедрение новой системы отопления позволило полностью отказаться от ус­ луг котельной рыбного порта. Экономическая эффективность превзошла все ожида­ емые результаты: срок окупаемости новой системы отопления составил 3,1 месяца, экономический эффект за отопительный сезон 2001-2002 гг. - около четырех милли­ онов рублей. Непосредственное участие в осуществлении этого мероприятия совместно с Севмонтажавтоматикой на дочерней фирме “Мурманская судоверфь - СДП” при­ няли: главный энергетик Богодухов А. Г., его заместитель Имханицкий М. Д., глав­ ный механик Петров В. И., начальник КБ Васильев Ф. А., начальник электролабо­ ратории Григорьев Ю. С., мастера Трегубов H. В., Лебедев А. Л., Сергеев Д. А., инженер по оборудованию Фунтиков А. В., электромонтеры Виноградов А. Н., Мо­ исеев С. А., Луг А. Б. А далее мы вновь предоставляем слово Фариду Анверовичу Васильеву, руко­ водителю КБНТ. “Сейчас мы тоже чего только не делаем. Установили фильтры на деревообра­ батывающем участке, удерживающие стружку. Раньше вместе со стружкой, отсасы­ ваемой и выбрасываемой в бункер, уносилось огромное количество тепла. Теперь, благодаря фильтрам, которыми мы снабдили все станки, теплый воздух возвраща­ ется в цех. Раньше всё было централизовано, но эта централизация давалась с огромны­ ми потерями и затратами. Кризисы заставили нас экономить во всем. Тепло, осве­ щение, вода - основа жизни. Производственные циклы мы замкнули. Вот и с возду­ хом. Раньше была мощная компрессорная, которая гнала воздух для пневмоинстру­ ментов, для прессов по всему заводу. А сейчас у нас стоят маленькие отдельные компрессора. Надо-люди включат его, поработают, выключат. Тепло экономим кар­ динально: заделываем щели везде, заливаем пенополиуретаном. Строим тамбуры специальные, чтобы автомобиль заезжал через систему тамбур-шлюза - ворот у нас уже давно нет. В служебных кабинетах - электрогрелки на автоматике. В КБНТ всегда было много интересной работы. Даже в обвальные годы, когда не стало заказов на ремонт, когда из ОГК люди уходили пачками, нам тем не менее говорили: судоремонта нет - ищите другую загрузку для верфи, ставьте в серию. Чем 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz