Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

ли и перестраивали фундаменты. В инженер­ ную помощь мне назначили Михайлова Олега Васильевича, и вот мы вдвоем эту работу и вели, сделали за полтора года". А о работе КБ новой техники более об­ стоятельно рассказал мне Васильев Фарид Ан­ верович. Он окончил Астраханский техничес­ кий институт рыбной промышленности и хозяй­ ства в 1974 году и приехал в Мурманск по на­ правлению. С января 1975 года стал работать в бюро новой техники, прошел все конструк­ торские категории, а в 1988 году был назначен начальником бюро. Руководит этой группой проектировщиков и сейчас, хотя, разумеется, теперь она значительно уменьшилась. "Работы в КБНТ было очень много, ведь в ней нуждались все цеха. Число наших раз­ работок превысило 5000: это те, которым при­ своен номер. А эскизов - вообще море. На каждый год мы составляли комплексный план. Со всех цехов и участков собирались предложения, шли они и от людей, которые по долгу службы занима­ лись новыми технологиями, внедрением новой техники. В комплексном плане КБ было не только то, что предстояло спроектировать. Часть оборудования покупалась, но его тоже предстояло привязывать, устанавливать по месту, подключать. Это все тоже ложилось на наше КБ. В 1975 году в составе КБНТ была организована группа из 5 человек, которые занимались механизацией только доковых работ, потому что очередь на эти работы была большая и надо было как-то сокращать сроки докования. Целенаправленная деятельность этой группы хорошо помогла достижениям судоремонтников в облас­ ти докования. Проектировали леса, закрытия в доках, джеки (специальные домкра­ ты), приспособления для съема руля. Внедрены были автоматы для очистки бортов в доке. Ездили в Клайпеду, в Ильичевск, где они проектировались, адаптировали документацию и здесь изготавливали. Такие бортовые машины действуют и сейчас. Как только ставится судно в док, сразу бросают рельсины, ставят автоматы с двух сторон и пошла работа. А уж где они не добирают, не достают, там чистят ручными машинками. В конце 70-х создавался цех общего машиностроения с целью наладить на судоверфи выпуск рыбообрабатывающей техники. Он был расположен в здании быв­ шего дизельного цеха и в нем был продуман весь цикл изготовления этих машин, начиная от штамповки, механической обработки отливок, поковок и до сборки и ис­ пытания. Это было солидное подразделение, для него требовалось много оборудо­ вания. И вот, когда Горбачев приехал в Мурманск, судоверфь подготовила необходи­ мый перечень станков для переоснащения этого цеха и его передали при удобном случае. И нам Госплан на следующий год выделил 225 единиц станочного оборудо­ вания. Естественно, не все эти станки ушли в цех машиностроения, многие были распределены по другим цехам. За счет этого горбачевского вливания мы во многом Петров Владимир Иванович - главный механик судоверфи 291

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz