Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

вая о защите глаз. На заводе ему удалось сколотить хороший инженерный коллек­ тив технической службы, который и после его ухода работал прекрасно. А ведь всё начиналось с нуля. Ковальского заприметили и оценили, переведя в 1965 году на должность за­ местителя генерального директора объединения по производству. Но его истинным призванием было техническое творчество. Поэтому, когда Михаилу Ивановичу было предложено занять пост главного инженера вновь созданного ЦПКТБ, он согласил­ ся: это родная стихия, где вновь надо начинать с нуля, создавать коллектив высоко­ классных специалистов, заниматься не только проблемами судоремонта, но и тех­ нической эксплуатацией флота. С ноября 1968 года Ковальский три года находился в Дании (старшим инжене- ром-приемщиком Всесоюзного объединения “Судоимпорт”) , но и туда поехал не для того, чтобы использовать известную престижность этого положения, а чтобы набрать­ ся зарубежного опыта и потом использовать его у себя в Мурманске, что он потом отменно и сделал, возглавив по сути дела инженерный корпус Мурманской судоверфи в ранге заместителя главного инженера по технической подготовке производства. Обратим внимание на цифры: в конце 80-х годов XX столетия численность ИТР в судоремонтном объединении, как мы уже говорили, составляла свыше 1200 человек, “чистых” конструкторов и технологов в бюро различной специализации было свыше 300, плюс крупнейшая и прекрасно оснащенная заводская лаборатория, ко­ торая многим только снилась в сороковые-пятидесятые годы, плюс высококлас­ сный инструментальный цех, цех топливной аппаратуры, участок РТИ и полимеров, различные нормативные бюро, - вот далеко не полный перечень тех инженерных подразделений, во главе которых был поставлен Михаил Иванович Ковальский. Эта структурная организация не была данью моде - она была призвана обеспечить именно инженерную подготовку производства на всех его этапах. И нужно сказать, что по­ ставленная задача была успешно решена. Во многом благодаря личной заслуге Ковальского М. И. на верфи выросли замечательные кадры технологов и конструкторов, которые с теплотой вспоминают этого человека. По своей натуре он был упрямым и всегда отстаивал свою точку зрения до конца, если был в ней уверен. Но, настойчиво разъясняя своему подчи­ ненному его ошибки, никогда не унижал человеческого достоинства. При появлении сложных задач и проблем судоремонта Ковальский старался возглавить их решение самолично. Так было, когда предприятию пришлось резко повышать качество выпускаемой топливной аппаратуры, осваивать изготовление сложных по конструкции алюминиевых блок-форм для морозильных конвейеров ПРТ голландской постройки, налаживать выпуск цилиндровых втулок главных двигате­ лей БМРТ проекта 394, создавать технологию ремонта сложнейших гидромоторов и гидрогенераторов рыбных фабрик ПРТ датской постройки с организацией специали­ зированного участка, заниматься вопросами холодной сварки чугуна совместно с Институтом сварки им. Е. О. Патона, внедрять технологию плазменного напыления деталей порошками вкупе с Кольским филиалом Академии наук и многое, многое другое. Трудно переоценить заслугу Ковальского М. И. в тот период, когда в Мурман­ ском траловом флоте случилась большая беда - массовый выход из строя главных двигателей на судах БАТ типа “Горизонт”. Правда, в этой работе участвовало немало научных организаций страны, ученых мужей самой высокой пробы. Но последней, завершающей работой по исполнению технологии восстановления занималась Мур­ манская судоверфь, и руководил этой работой Михаил Иванович Ковальский. 287

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz