Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
вая о защите глаз. На заводе ему удалось сколотить хороший инженерный коллек тив технической службы, который и после его ухода работал прекрасно. А ведь всё начиналось с нуля. Ковальского заприметили и оценили, переведя в 1965 году на должность за местителя генерального директора объединения по производству. Но его истинным призванием было техническое творчество. Поэтому, когда Михаилу Ивановичу было предложено занять пост главного инженера вновь созданного ЦПКТБ, он согласил ся: это родная стихия, где вновь надо начинать с нуля, создавать коллектив высоко классных специалистов, заниматься не только проблемами судоремонта, но и тех нической эксплуатацией флота. С ноября 1968 года Ковальский три года находился в Дании (старшим инжене- ром-приемщиком Всесоюзного объединения “Судоимпорт”) , но и туда поехал не для того, чтобы использовать известную престижность этого положения, а чтобы набрать ся зарубежного опыта и потом использовать его у себя в Мурманске, что он потом отменно и сделал, возглавив по сути дела инженерный корпус Мурманской судоверфи в ранге заместителя главного инженера по технической подготовке производства. Обратим внимание на цифры: в конце 80-х годов XX столетия численность ИТР в судоремонтном объединении, как мы уже говорили, составляла свыше 1200 человек, “чистых” конструкторов и технологов в бюро различной специализации было свыше 300, плюс крупнейшая и прекрасно оснащенная заводская лаборатория, ко торая многим только снилась в сороковые-пятидесятые годы, плюс высококлас сный инструментальный цех, цех топливной аппаратуры, участок РТИ и полимеров, различные нормативные бюро, - вот далеко не полный перечень тех инженерных подразделений, во главе которых был поставлен Михаил Иванович Ковальский. Эта структурная организация не была данью моде - она была призвана обеспечить именно инженерную подготовку производства на всех его этапах. И нужно сказать, что по ставленная задача была успешно решена. Во многом благодаря личной заслуге Ковальского М. И. на верфи выросли замечательные кадры технологов и конструкторов, которые с теплотой вспоминают этого человека. По своей натуре он был упрямым и всегда отстаивал свою точку зрения до конца, если был в ней уверен. Но, настойчиво разъясняя своему подчи ненному его ошибки, никогда не унижал человеческого достоинства. При появлении сложных задач и проблем судоремонта Ковальский старался возглавить их решение самолично. Так было, когда предприятию пришлось резко повышать качество выпускаемой топливной аппаратуры, осваивать изготовление сложных по конструкции алюминиевых блок-форм для морозильных конвейеров ПРТ голландской постройки, налаживать выпуск цилиндровых втулок главных двигате лей БМРТ проекта 394, создавать технологию ремонта сложнейших гидромоторов и гидрогенераторов рыбных фабрик ПРТ датской постройки с организацией специали зированного участка, заниматься вопросами холодной сварки чугуна совместно с Институтом сварки им. Е. О. Патона, внедрять технологию плазменного напыления деталей порошками вкупе с Кольским филиалом Академии наук и многое, многое другое. Трудно переоценить заслугу Ковальского М. И. в тот период, когда в Мурман ском траловом флоте случилась большая беда - массовый выход из строя главных двигателей на судах БАТ типа “Горизонт”. Правда, в этой работе участвовало немало научных организаций страны, ученых мужей самой высокой пробы. Но последней, завершающей работой по исполнению технологии восстановления занималась Мур манская судоверфь, и руководил этой работой Михаил Иванович Ковальский. 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz