Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Михаил Иванович Ковальский - замести­ тель главного инженера по технической подготовке производства Проблема заключалась в следующем: на стадии проектирования и изготовления этих агрегатов в бывшей Чехословацкой рес­ публике были допущены серьезные просче­ ты. Из-за этого агрегаты работали с больши­ ми перегрузками. В результате появлялись трещины в опорных буртах блока двигателя, преждевременный износ цилиндровых вту­ лок, разрушение опорных подшипников ко­ ленчатого вала и приводного механизма рас­ пределительного вала, выход из строя разоб­ щительных муфт типа “Вулкан”. Техническое состояние этого самого производительного отряда судов-ловцов ______________________________ было поставлено под угрозу. Кризисность си­ туации, которая могла привести Севрыбу и всю рыбную отрасль к громадным потерям, вынудила Совмин СССР создать специ­ альную комиссию из представителей науки, проектных институтов, ГУРа, судовла­ дельцев и судоремонтников. Принятие срочных мер и подготовка специалистами верфи методов лечения “больных машин" позволили успешно решить проблему вос­ становления и безопасной эксплуатации самых больших рыбодобывающих судов. Многие из перечисленных работ инициировал и курировал Михаил Иванович Ковальский - пожалуй, самая яркая личность инженерного корпуса Мурманской су­ доверфи, он достоин обстоятельного представления. Родился Ковальский в 1929 году на Украине, в рабочей семье. В 1954 году ус­ пешно окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности “су­ довые машины и механизмы". В составе “десанта одесситов” Минморфлота (Вла­ сов Б. К., Васильев В. Е., Колтун А. Л., Левин Л. П., Поташный А. С., Харламов М. П.) он по распределению “высадился” на Север и был направлен в Мурманский морской рыбный порт, где два года работал групповым механиком. Довольно рутинная тамош­ няя работа не могла удовлетворить пытливого одессита, и он перешел в “сумасшед­ ший дом" - в СРЗ междурейсового ремонта, к Тарабарину, где только еще зарожда­ лись инженерные службы и где его знания могли пригодиться и пригодились сполна. За девять лет он прошел на СРЗ путь от инженера-технолога до директора завода (промежуточные этапы: главный технолог, начальник технического отдела, начальник производственно-диспетчерского отдела, главный инженер и все это ров­ но, без скачков, что тоже показательно и свойственно его рациональной натуре). Михо (так его называли друзья) всегда отличался аккуратным аналитическим умом, заряженным стремлением к новому. Он никогда не подходил к решению технической проблемы с кондачка, мог несколько смен подряд не отходить от сварочной уста­ новки, доводя технологию до совершенства, при этом слеп от сварочной дуги, забы­ 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz