Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Глава 17 ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ С еверный рыбопромышленный бассейн в отличие от других бассейнов имел по крайней мере две важных, важнейших особенности: большую разно­ типность флота и концентрацию его в одном - незамерзающем - порту. Дальневос­ точный бассейн, например, территориально раскинулся на десятки тысяч километ­ ров - от Камчатки до границ с Китаем; флот Западного бассейна базировался на 7 портов ( Калининград, Пионерск , Рига, Таллинн, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс), в каждом из которых судно могло получить полный спектр обслуживающих услуг. А у нас, в Мурманске, было сконцентрировано от 70 до 95% портовых мощностей, пред­ приятий рыбопереработки, снабженческих организаций, судоремонтных заводов и сбытовых контор - уникальная, можно сказать, ситуация. Разнотипность мурманских судов тоже была уникальной. Северный бассейн изначально наполнялся судами, построенными на многочисленных иностранных верфях , - Польши, Германии, Финляндии, Швеции, Англии, Бельгии, Голландии, Дании, даже один румынский траулер был - плюс разные суда отечественной пост­ ройки (верфи Николаева, Киева, Волгограда, Ярославля, Астрахани, Клайпеды и другие). Так, на 1 января 1988 года флот Севрыбы насчитывал 1248 судов различ­ ного назначения и состоял более чем из 60 типов и проектов. БМРТ, например, были построены в трех странах, в эксплуатации находились восемь проектов судов такого класса при самом различном насыщении этих судов механизмами и устрой­ ствами. А если учесть, что поляки, например, работали по принципу “что нашел на рынке ценой пониже, то и устанавливай”, то можно представить, какие трудности это приносило судоремонтникам и эксплуатационникам. Подобная картина наблюдалась и по другим судам, Например, производствен­ ные рефрижераторы типа “Грумант”, “Рембрандт” и “Витус Беринг”, построенные в Дании и Голландии, имели абсолютно отличные друг от друга главные силовые ус­ тановки, технологическое оборудование, рефрижерацию, палубное и навигацион­ ное насыщение. Такая “разносортица” не только не позволяла перейти на агрегатный метод ремонта, но и вообще значительно осложняла ремонт. Не было построечной конст­ рукторской документации, на базе которой можно было бы разработать ремонтные комплекты, что вынуждало судоремонтников “с нуля" разрабатывать конструкторс- ко-технологическую ремонтную документацию, преждевременно разбирать различ­ ные механизмы и устройства для производства натурных съемок и выпуска черте­ жей. За прошедшие десятилетия заводские конструкторы и технологи выпустили буквально тонны чертежей идесятки тысяч различных технологических процессов и инструкций по всему спектру технического оборудования судов. 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz