Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Затраты большие: за отопление, за освещение, за землю - плати, а объем судоремонта упал. Мы оказались в финансовом тупике". Отдел перспективного развития (ОПР) изначально был призван стать крис­ таллизационным центром, генератором идей для стабилизации положения и сохра­ нения основной судоремонтной базы бассейна. Перед ним с самого момента его образования была поставлена задача разобраться в сложившейся обстановке и оп­ ределить пути вывода предприятия из кризисного состояния. Надо было прогнозировать тенденции развития рынка ремонтных услуг, а сде­ лать это было довольно сложно, поскольку традиционные заказчики и народившие­ ся мелкие судовладельческие фирмы самоизолировались под предлогом неразгла­ шения коммерческих тайн, у них у самих не было еще четкого представления о раз­ витии или сокращении своего флота. Маркетинговое исследование рынка специалисты ОПР проводили впервые, без соответствующего опыта, но, не решив этой задачи, судоремонтникам невоз­ можно было разобраться в собственных проблемах. И надо сказать, что, несмотря на трудности, отдел перспективного развития работу эту выполнил. Результаты ис­ следования рынка судоремонтных услуг, его состояние и проблемы легли в основу поиска и установления путей вывода предприятия из кризисного состояния. Был разработан целый комплекс путей, по которым верфь и следовала в меру сил и возможностей: освобождение от неиспользуемых основных производственных фондов (про­ дажа, списание, сдача в долгосрочную аренду, консервация) и объектов социаль­ ной сферы (продажа, передача в муниципальную собственность); закрытие неэффективных производств и отказ от выполнения убыточных за­ казов; разработка и реализация целевых комплексных программ по экономии энер­ гетических и материальных ресурсов; сокращение численности управленческого персонала и вспомогательных ра­ бочих соответственно сокращению объемов производства; снижение стоимости ремонта судов за счет освобождения предприятия от неиспользуемых основных фондов и на этой основе повышение конкурентноспо­ собности на рынке; диверсификация производств в направлениях: создания новых видов воздуходувной, фильтро- и тепловентиляционной тех­ ники, запорной арматуры с шаровыми клапанами; организации на территории Мурманской судоверфи предприятий по произ­ водству электродов, проведению погрузо-разгрузочных работ, разделке судов на металлолом и переработке промышленного лома, деревообработке; качественная перестройка предприятия, предусматривающая создание мобиль­ ного судоремонтного комплекса в южной части промышленной площадки верфи - дочерней фирмы “Мурманская судоверфь - судоремонтно-доковое производство”; реструктуризация предприятия и реорганизация системы управления произ­ водством в направлениях: стратегического планирования; финансовой политики; маркетинга; стимулирования продаж; работы с персоналом; социальной политики; 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz