Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Все эти негативные изменения привели к сокращению объемов судоремонта на предприятиях Севрыбы в 3-4 раза, мощный потенциал судоремонтных заводов был обречен на невостребованность. На Мурманской судоверфи, начиная с 1989 года, пошел стабильный спад объе мов производства (за три года он сократился на 14%), среднесписочная численность производственных рабочих уменьшилась на 25%. Вспоминает Владимир Евгеньевич Храпов: “Приехал я из академии в 1990 году с одним желанием - создать условия для включения человеческого фактора, для создания эффективного управления. Счи тал, что сам коллектив: сам рабочий, сам мастер, сам начальник - все они должны управлять своим небольшим предприятием. И у меня в голове: дать цеху права юри дического лица, создать холдинг на МСВ, чтобы эти юридические лица были замкну ты на управляющую компанию. Но - сразу наталкиваюсь на проблему кадров. Сумел организовать только 5 предприятий: 1-й завод, 2-й завод, “Озон”, “Сплав”, “Орион”. И всё, нет людей: нет бухгалтеров, нет директоров, нет даже желающих взяться за это дело. И останавли ваемся на этой стадии. Ситуация усугубляется в 1992 году, когда объявили приватизацию, но никто не забрал у нас социальную сферу. А она была огромной: 44 ООО кв. м жилья, шесть детских садов, санаторий-профилакторий, турбаза, клуб, пионерские лагеря. И ведь я же не могу оставить без пропитания детский сад. От рабочих забираешь деньги и передаешь их садам. Это благодаря Найденову потом забрали сады, а следом - жилье. Но мы уже к этому моменту выдохлись, у нас уже не было той мощи. Ну и уход пароходов... Положение аховое: нарастают долги, не платим налоги. Но тем не менее со храняется круг помощников. Это Ярошинский, Бейлинзон, Курбатова, Кривощекин. Сохраняется, уменьшившись, но и окрепнув, ядро рабочего коллектива. И мы начи наем прорабатывать перспективы. Проводим инвентаризацию: чего у нас есть, чего у нас нет, что будет нужно в условиях рынка. И, наконец, приходим к идее создать усеченный вариант МСВ. Но тогда факти ческим хозяином предприятия были москвичи - банк “Еврокосмос”. И они воспро тивились: всё, мол, должно стоять, как оно стоит, ваш вариант нас не интересует, он неэффективен. А потом, между прочим, к нам пришли слухи, что банк получил миллион долла ров из Норвегии специально за то, чтобы привести нас в плачевное состояние и развернуть судоремонт в Киркенесе. Слухи, конечно, к делу не пришьешь, но, судя по действиям банка, разговоры о подкупе были небезосновательны. Потом банк обанкротился, и хозяином контрольного пакета акций становится областная администрация, получив их за долги “Еврокосмоса”. И тогда мы уже начи наем работать в тесном контакте с администрацией. Непосредственное участие в де лах принимает Юрий Алексеевич Евдокимов, и с его согласия вводится внешнее уп равление. Сюда приходит Евгений Петрович Панибратец, бывший начальник 35-го завода, возможно, с тем, чтобы меня заменить. Но он умный человек, производствен ник, и, разобравшись в ситуации, заявляет: за Храпова, дескать, работать не буду. И вот мы с ним полтора года действовали в условиях внешнего управления. За это вре мя на нас по крайней мере никто не наезжал, не пытался растащить по частям. 274
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz