Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

Ш л иф овал ьны й станок с числовым программным уп­ равлением крупнейшая передислокация • • • судов в Мировом океане - / / ; « « • • • • траулеры были отозваны из I 1 отдаленных районов про- * * * * мысла в порты базирования | ѵ Я и поставлены на отстой. Не­ достаток оборотных средств, рост налогов привели орга- j . т Д низации судовладельцев к необходимости сокращения расходов на ремонт и техни- j ческое обслуживание флота, | наметилась и затем усили- лась тенденция преждевре­ менного списания судов. С 1991 по 1995 годы было выведено из состава ' флотов 321 судно, при этом в основном списывались крупнотоннажные суда, значительная часть которых не от­ работала нормативный срок эксплуатации. Сам этот процесс проходил стихийно, без соответствующего обоснования и учета перспективы. Одновременно с этим росла численность среднетоннажных судов - в основ­ ном за счет покупки и передислокации на Северный бассейн из стран СНГ, Прибал­ тики и дальнего зарубежья траулеров, отслуживших на дату приобретения 10-15 и более лет. Претерпела изменение структура рыбодобывающих организаций - произош­ ло дробление государственных субъектов хозяйствования и образование многочис­ ленных новых рыбацких структур, число которых перевалило за 200; количество мелких организаций-судовладельцев, имеющих одно-два судна, составило 166 фирм. Вопросы технического обслуживания судов, соблюдения элементарных правил экс­ плуатации флота в этих карликовых фирмах были преданы забвению, плановая дис­ циплина ремонта судов перестала быть мерилом грамотной эксплуатации и безо­ пасности мореплавания. Либерализация внешнеэкономической деятельности позволила перебазиро­ вать флот Севрыбы в иностранные порты, где российские рыболовные суда прода­ ют рыбопродукцию и ремонтируют флот. Этому способствуют и несовершенная та­ моженная политика России, и ее налоговая система, когда суда, купленные или по­ строенные за рубежом в кредит и эксплуатируемые в режиме бербоут-чартера, в течение 8-10 лет не могут зайти в порты Мурманск и Архангельск, не заплатив гро­ мадных сумм таможенных сборов (пошлины и НДС). 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz