Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
26 июня 1990 года состоялось учредительное совещание представителей су доремонтных, машиностроительных и научных организаций Северного бассейна. Инициатором создания Судореммаша - так назвали эту ассоциацию - выступила Мурманская судоверфь, где была образована инициативная группа под председа тельством главного инженера Е. А. Корейского. В Судореммаш кроме Мурманской судоверфи вошли: СРЗ ММФ, 35-й завод, 82-й и 10-й заводы, Севтехрыбцентр, Сев- реммаш. В разработанном уставе были выбраны основные направления сотрудни чества. Это, прежде всего, кооперация и научно-технический прогресс. На совеща нии решено было обменяться информацией в части излишних мощностей и трудо вых ресурсов, материально-технического снабжения, создать информационный банк, которым будут пользоваться все члены ассоциации. В 1990 году организаторам это го конечно же по-доброму задуманного дела в прекрасной наивности своей каза лось, что и в условиях рынка можно работать сообща, помогать друг другу. И, надо сказать, эта ассоциация действительно работала довольно продолжитель ное время и была ликвидирована лишь в 2004 году. В июле 1990 года после года учебы в Академии народного хозяйства СССР, окончив ее на “отлично”, приступил к своим обязанностям генеральный директор Мурманской судоверфи В. Е. Храпов. Впрочем, он и во время учебы, когда за него оставался главный инженер Е. А. Коренский, регулярно приезжал на предприятие, “держал руку на пульсе”. Приехал, заряженный новыми идеями. Его дипломная ра бота называлась “Реформа отношений государственной собственности, активиза ция человека труда в управлении производством”. “Первое, что сделаем, - заявил он в интервью, данном по приезде, - проведем обследование и оценку деловых и профессиональных личностных качеств руково дителей и специалистов объединения. Проводить их будут специалисты из Москвы. Если кто-то не соответствует своими качествами занимаемому месту, поможем ему найти другое или расстанемся с ним. Нужны люди, по-новому воспринимающие на стоящую ситуацию. Сегодня мы говорим: через личный интерес - интерес предприятия - интерес страны. И если мы это сможем реализовать в нашем деле, значит, всё будет нор мально; не сможем - значит, нужно менять руководителей или пускать предприятие с молотка”. Уже в середине июля на судоверфи создана комиссия по рыночным отноше ниям, которую возглавил генеральный директор. При несовершенстве законов пе реходного периода вопросов перед комиссией в тот исторический момент стояла масса. Кто является собственником Мурманской судоверфи - Верховный, Россий ский, местный Советы или трудовой коллектив предприятия? Является ли хозрас четный доход коллективной собственностью? Сколько стоит предприятие и сколь ко нужно заплатить за него, чтобы выкупить в собственность коллектива? Как оп ределить, где кончается государственная и начинается собственность предприя тия, если за те почти три года работы на хозрасчете верфь вложила около 15 млн рублей собственных средств? Какую форму собственности предпочтительнее из брать для своего предприятия: арендную, акционерную, кооперативную? Решение этих вопросов утопало в рыхлости, непрописанности законов, но решено было про должать работу по проработке тех или иных вариантов дальнейшего существова ния предприятий объединения. 269
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz