Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

26 июня 1990 года состоялось учредительное совещание представителей су­ доремонтных, машиностроительных и научных организаций Северного бассейна. Инициатором создания Судореммаша - так назвали эту ассоциацию - выступила Мурманская судоверфь, где была образована инициативная группа под председа­ тельством главного инженера Е. А. Корейского. В Судореммаш кроме Мурманской судоверфи вошли: СРЗ ММФ, 35-й завод, 82-й и 10-й заводы, Севтехрыбцентр, Сев- реммаш. В разработанном уставе были выбраны основные направления сотрудни­ чества. Это, прежде всего, кооперация и научно-технический прогресс. На совеща­ нии решено было обменяться информацией в части излишних мощностей и трудо­ вых ресурсов, материально-технического снабжения, создать информационный банк, которым будут пользоваться все члены ассоциации. В 1990 году организаторам это­ го конечно же по-доброму задуманного дела в прекрасной наивности своей каза­ лось, что и в условиях рынка можно работать сообща, помогать друг другу. И, надо сказать, эта ассоциация действительно работала довольно продолжитель­ ное время и была ликвидирована лишь в 2004 году. В июле 1990 года после года учебы в Академии народного хозяйства СССР, окончив ее на “отлично”, приступил к своим обязанностям генеральный директор Мурманской судоверфи В. Е. Храпов. Впрочем, он и во время учебы, когда за него оставался главный инженер Е. А. Коренский, регулярно приезжал на предприятие, “держал руку на пульсе”. Приехал, заряженный новыми идеями. Его дипломная ра­ бота называлась “Реформа отношений государственной собственности, активиза­ ция человека труда в управлении производством”. “Первое, что сделаем, - заявил он в интервью, данном по приезде, - проведем обследование и оценку деловых и профессиональных личностных качеств руково­ дителей и специалистов объединения. Проводить их будут специалисты из Москвы. Если кто-то не соответствует своими качествами занимаемому месту, поможем ему найти другое или расстанемся с ним. Нужны люди, по-новому воспринимающие на­ стоящую ситуацию. Сегодня мы говорим: через личный интерес - интерес предприятия - интерес страны. И если мы это сможем реализовать в нашем деле, значит, всё будет нор­ мально; не сможем - значит, нужно менять руководителей или пускать предприятие с молотка”. Уже в середине июля на судоверфи создана комиссия по рыночным отноше­ ниям, которую возглавил генеральный директор. При несовершенстве законов пе­ реходного периода вопросов перед комиссией в тот исторический момент стояла масса. Кто является собственником Мурманской судоверфи - Верховный, Россий­ ский, местный Советы или трудовой коллектив предприятия? Является ли хозрас­ четный доход коллективной собственностью? Сколько стоит предприятие и сколь­ ко нужно заплатить за него, чтобы выкупить в собственность коллектива? Как оп­ ределить, где кончается государственная и начинается собственность предприя­ тия, если за те почти три года работы на хозрасчете верфь вложила около 15 млн рублей собственных средств? Какую форму собственности предпочтительнее из­ брать для своего предприятия: арендную, акционерную, кооперативную? Решение этих вопросов утопало в рыхлости, непрописанности законов, но решено было про­ должать работу по проработке тех или иных вариантов дальнейшего существова­ ния предприятий объединения. 269

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz