Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

28 декабря 1926 года в протоколе технического совещания Мурманской пром- конторы треста, посвященного ремонту судов, указан наличный штат производствен­ ных рабочих мехмастерских: кузнецов - 1 , токарей - 5, котельщиков - 1 , медников - 2, слесарей - 7, плотников - 1. На этом же совещании решено было запросить 10 квалифицированных рабочих из Архангельска. В 1927 году правление треста, вложив уже немало денег в развитие мастер­ ских и тяготясь довольно высокой арендной платой, обратилось в Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) и при его посредничестве выкупило мастерские у ОГПУ с 1928 года на следующих условиях: 1. Бывшие Ксениевские мастерские в г. Мурманске передаются Севгосрыб- тресту в полную собственность по инвентарной стоимости имущества, определен­ ной в описи, приложенной к существующему арендному договору. 2. СГРТ обязуется выполнять заказы по ремонту погрансудов Мурманского окружного отдела ОГПУ в первую очередь и по себестоимости. 3. СГРТ не имеет права уменьшать мощности мастерских и перебрасывать их в другое место. К этому времени стала очевидной необходимость кардинального расширения тралового промысла. Пополнять флот, собирая старые суда из советских портов, уже не удавалось. В январе 1927 года правление СГРТ обратилось в ВСНХ с доклад­ ной запиской, где заявило, что единственным препятствием к быстрому развитию нашего тралового промысла является нехватка специализированных судов. "Все остальное имеется в наличии: траловая база в Мурманске (заканчива­ ется постройка), имеются кадры обученных траловых команд, наконец, доста­ точный опыт в этомделе, позволяющий вести промысел круглый год с наимень­ шей потерей времени на простои траулеров и отыскание рыбы... Однако состо­ яние части тралового флота таково, что следует ожидать в ближайшее время выбытия из строя отдельных траулеров, которые по изношенности корпуса и машин или не смогут быть ремонтированы, или ремонт будет настолько дорог, что явится коммерчески невыгодным их ремонтировать. Так, траулеру Т-26 еще 21 ноября 1925 г. запрещено плавание во льдах вви­ д у изношенности корпуса судна. Стоимость ремонта - 60 тыс. р. Мы имеем пол­ ное основание полагать, что за ближайшие пять лет выйдут из строя еще 5 траулеров, возраст которых превосходит 20 лет, причем эти суда во время им­ периалистической и гражданской войны не имели достаточного ухода и необхо­ димого ремонта". Судостроительная программа, представленная Севгосрыбтрестом в этой же записке, предлагала закупить за рубежом 17 траулеров в течение пяти лет. Голос треста был услышан, резоны уважены. 26 февраля 1927 года ЭКОСО (Экономическое совещание) РСФСР постановило усилить траловую флотилию не менее чем 15 судами, организовать курсы машинистов. Удалось уже в том же году купить траулер, построенный на верфи "Зеебак" в Бременсгафене (Германия). Он был больше наших "рыбок", переделанных из минных тральщиков, имел запас угля 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz