Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
был и генеральный директор Мурманской судоверфи Б. Д. Иванов. После указанной поездки Мурманская судоверфь стала участником этого совместного предприятия, а Борис Дмитриевич - членом правления. В феврале 1989 года стали проявляться некоторые результаты работы обра зованных на территории судоверфи кооперативов, о чем в “Судоремонтнике” напи сал начальник отдела организации труда и заработной платы Н. Т. Веселый. К этому времени зарегистрировано было семь кооперативов, но один - “Мужество и сила” - не работал, а “Дизель” перерегистрировался по исполкому Первомайского райсове та. Что же представляли собой эти кооперативы? “Обелиск” (председатель - А. Г. Арсентьев) оказывал населению услуги по изго товлению памятников, мемориальных плит из мраморной крошки идругого материала. “Березка” (председатель- В. Д. Токарев) изготавливал нестандартную мебель, оконные рамы, строил деревянно-металлические гаражи, остеклял лоджии, выпол нял всевозможные поделки из отходов лесоматериалов. “Архитектор” (председатель - В. А. Дегтярев) специализировался на проекти ровании объектов соцкультбыта, а также работ по благоустройству. Остальные - “Трубопроводчик”, “Стальконструкция” и бывший “Дизель”, по мнению Веселого, были созданы преждевременно, потому что с теми работами, ко торые берут на себя эти кооперативы, основное производство прекрасно справляет ся и без них. А они, бесконтрольно пользуясь оборудованием, инструментом, мате риалами, всеми видами энергии (ведь не поставишь же над каждым контролера), никаких отчислений в карман предприятия не производят, откровенно предпочитая свой собственный карман. Семь сотрудников центральной бухгалтерии, в том числе и главный бухгалтер объединения, работают параллельно и в кооперативах, где получают зарплату не меньше основной. Николай Тихонович, разумеется, был прав в своих претензиях к кооперативам, хотя он и сам в конце концов не избежал кооперативного соблазна. Отсутствие четко прописанных правил игры давало возможность кооперативам прибыльно существо вать за счет основного производства. Этак куда как хорошо: предлагаешь заказчику более низкую цену ремонта, поскольку нет никаких накладных расходов, а есть воз можность подключиться к заводским магистралям. Вот такая ситуация и вела судо верфь-наряду, конечно, с другими факторами - в кризисное состояние. Многие на верфи возражали против необдуманного создания кооперативов, поскольку пробле мы, связанные с ними , были видны невооруженном глазом, но ведь кооперативное движение благословлялось на самом верху, развивалось в русле политики партии. За работу с кооперативами судоверфь хвалили в Минрыбхозе, и Б. Д. Иванов, край не неравнодушный ко всему новому, буквально неумеющий пройти мимо нового, поддерживал и эту новинку. Правда, в марте 1989 года генеральный директор объединения заявил о сво ей самоотставке. Произошло это на профсоюзной конференции, обсуждающей очередной колдоговор, где, конечно, из-за нарождающейся свободы слова было много жестких вопросов к директору со стороны рабочих. И вот Борис Дмитриевич, который - надо отдать ему должное - сам же и оживлял, и наращивал процесс демократизации экономических, производствен ных и социальных отношений в объединении, тут вдруг заявил (впрочем, тоже в демократическом духе): “Если мое понимание управления предприятием вас не 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz