Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

некогда вздохнуть, где директору приходилось участвовать в каждой проблеме, лезть в каждую дырку, - здесь я почувствовал разницу. Здесь каждый занимался своим делом. Если на 2-м заводе трудно было что-то изменить: ты всегда сталкивался с отсутствием ресурса - как трудового, так и инженерно-технического, - то здесь мож­ но было делать дела. Придя сюда замом по производству, я увидел, как руководит процессом выхода судов из ремонта главный строитель Широчкин, - это было для меня откровением. Василий Яковлевич даже генерального впускал в свои дела только до определенного уровня. Головное предприятие отличалось снобизмом в хорошем смысле этого сло­ ва - всегда вносило во внедрение что-то свое. Вот, например, начали внедрять бригадный подряд. Широчкин доказал, что такой метод применим на 1-м заводе, в междурейсовом ремонте, а у нас, на среднем, не пойдет. Бригада разберет паро­ ход, а потом что будет делать? Чем ее загрузить? И создать на таких сложных работах комплексную бригаду, как в доковом производстве, тоже невозможно: где ты возьмешь столько универсальных специалистов? Поэтому, несмотря на давление со стороны райкома партии, мы пошли своим путем: создали систему подрядно-технологических потоков (ПТП). Это когда опреде­ ленная группа людей во главе с прорабами (они же начальники участков) и их заме­ стителями настраиваются на ремонт определенного типа судна: одни - на БАТ, дру­ гие - на транспорт, третьи - на какой-либо тип БМРТ. У нас было организовано не­ сколько ПТП, и мы таким образом, надо признать, обучили у себя будущих конкурен­ тов. Все начальники этих ПТП стали потом руководителями различных судоремонт­ ных фирм и кооперативов, поскольку в ПТП заложен метод управления ремонтом”. В начале декабря 1988 года на базе объединения опять прошел Всесоюзный семинар-совещание по теме “Современные методы судоремонта”. В нем приняли участие более 200 человек - представители промышленных предприятий и научных организаций со всего Союза. Главной задачей семинара было определение наибо­ лее прогрессивных методов судоремонта, а также поиск наиболее интересных и выгодных проектов решения сложных проблем судоремонта нетрадиционными ме­ тодами. Для участников семинара была организована экскурсия в цехи судоверфи. Особый интерес вызвала организация работы вдоковом производстве, а также уча­ сток по ремонту теплообменных аппаратов, на котором действовала впечатляющая техническая новинка - электрогидравлическая установка для развальцовки труб. Кто бы тогда мог подумать, что этот форум судоремонтников великой державы окажется последним в ее истории? Под занавес 1988 года по инициативе Минрыбхоза СССР был создан “Интер­ скрап” - советско-американское предприятие по разделке отслуживших свой срок судов. Намечалось построить судоразделочные заводы на четырех бассейнах Со­ юза. В Мурманске (в районе Белокаменки) планировалось строительство завода с производственной мощностью до 100 тыс. тонн, причем предполагалась разделка судов всех ведомств, в том числе и военного. Для ознакомления с американским опытом такого рода в США отправлялась делегация Минрыбхоза, в составе которой 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz