Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
ителя судов Василия Яковлевича Широчкина. Родился он в 1933 году в оренбургской глубинке, в семье крестьян. Окончил 7 клас сов, школу ФЗУ и в 1948-м стал кочегаром па ровоза, для чего пришлось прибавить себе три года. В 1952 году призван в армию, где окончил школу младших специалистов и был направлен на Северный флот в качестве мо ториста подлодки. После демобилизации в 1956 году поступил работать на Мурманскую судоверфь слесарем. В 1957-м по направле нию предприятия окончил курсы в Москве, по специальности “механик рефрижераторных установок”. С 1960 года Широчкин уже рабо тал инженером-плановиком в цехе, мастером участка, в 1965-м стал заместителем началь ника дизельного цеха, а с 1967-го - его на чальником. В 1971 году был переведен из цеха заместителем главного строителя, а в 1979 году стал главным строителем судовер фи. Вот такая, прямо скажем, незаурядная ка рьера была продемонстрирована деревенским пареньком, который даже техникума не окончил. Пытался заочно учиться в нашей средней мореходке, но бросил: работа заедала. Все-таки талант - удивительное явление: он иногда может обойтись даже без регулярного образования. Нам повезло. Вообще-то Василий Яковлевич в 1991 году уволился и сейчас живет на Украине, но как раз в пору подготовки этой книги приехал в Мурманск, мы встретились и поговорили. Широчкин помнит очень многое, он застал еще те време на, когда детали возили на лошадях, судоверфь содержала конюшню и собачник: вдоль забора бегали сторожевые собаки. “Я пришел в дизельный цех и оказался среди людей, осваивающих новую тех нику: ведь большинство судов в ту пору были с паровыми двигателями. В становле нии дизельного цеха большую роль сыграл технолог Пастухов, который провоевал войну танкистом и неплохо знал дизельную технику. Он спокойный был, замкнутый, и мы только позже случайно узнали, что он у нас в цехе имеет больше всех наград, орденов - а ведь тогда ветеранов живых еще много было. Системе технологической я учился именно у него. Из руководителей я много работал с Винокуровым, потому что именно он кури ровал “квадратно-гнездовой” метод, внедряемый на дизельных судах. Так в шутку был назван агрегатно-узловой метод ремонта механизмов на СРТ. Срок всего ре монта - 40 дней. А машинное отделение на СРТ - это по сути одна комната, в кото рой образуется большая скученность: сверху режут автогеном, а вниз летят искры за шиворот слесарям, которые разбирают и выкатывают подшипники. Если пожалуешь ся, тот же Винокуров отвечает: иди, мол, и работай во вторую смену. А во второй смене производительность уже не та, там оперативно проблему не решишь. Но зато и энергия у Винокурова, конечно, была. И с Регистром умел разговаривать на рав ных. Он грамотный был и очень пробивной. У нас так повелось, что всем ремонтом заправлял главный строитель, а не производственно-диспетчерский отдел, хотя в принципе ПДО должно быть законо Широчкин Василий Яковлевич - главный строитель судов в 80-х годах 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz