Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

РТ-25 "Сайда", РТ-29 "Навага", РТ-37 "Палтус", РТ-26 "Треска”, РТ-30 "Лучинский", РТ-39 "Зубатка", РТ-27 "Окунь", РТ-32 "Кумжа", РТ-40 "Скат", РТ-28 "Камбала", РТ-35 "Пикша", РТ-42 "Пинагор". Кроме РТ-30, названного в честь члена Архангельского губкома РКП(б), деле­ гата X съезда партии Ф. С. Чумбарова-Лучинского, убитого при подавлении Кронш­ тадтского восстания, все траулеры были окрещены "рыбьими именами". Вскоре к ним присоединились "Ерш", "Макрель", "Щука”, "Дельфин", "Форель", "Налим", - тоже бывшие минные тральщики. Последние два прибыли на Север из Ленинградского военного порта. Первые годы траулеры базировались вАрхангельске и выходили на лов толь­ ко после того, как Горло Белого моря очистится ото льда. Таким путем они успевали сделать максимум шесть трехнедельных рейсов за навигацию, а осенью спешили вернуться в устье Двины на зимовку и 6 - 7 месяцев в году бездействовали. Нераци­ ональность такой работы флота была очевидна. Напрашивалось более эффектив­ ное базирование - на Мурманск, но архангельская сторона, которая привыкла рас­ поряжаться выловленной на Мурмане треской, не шла на такое перебазирование, не хотела терять власть над рыбными потоками. Соглашались, хотя тоже неохотно, развивать базу в Териберке, где уже были ремонтные мастерские, или в Иоканге, поближе к Архангельску, где оставались готовые военные причалы. Только бы не отпускать суда в Мурманск. Там, дескать, ни причалов, ни мастерских. И - на что особенно нажимали —в Мурманске не из кого набрать экипажи, а в Архангельске готовых моряков сколько угодно. Все-таки осенью 1922 года Архгосрыбпром решил впервые оставить на зиму в Мурманске два траулера: "Дельфин" и "Пикша". Они вышли на лов в конце марта 1923 года, и результаты были столь впечатляющи, что в сентябре того же года Гос­ план СССР подтвердил необходимость базирования траулеров на Мурманск. 19 июня 1924 года Совет Труда и Обороны постановил объединить Архангель­ ский и Мурманский облгосрыбпромы в одно предприятие - самостоятельный Север- Екатерининская гавань зимой (начало XX века) 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz