Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

"Организационный принцип системы - оперативный контроль снизу довер­ ху. На верфидва раза в месяц проводится "день качества". Учетсдачи продукции с первого предъявления ведется мастерами ОТКв каждом цехе. Для гласности системы во всех цехах имеются "Доски качества", где наря­ д у с оперативной информацией о качестве продукции ежемесячно показывается премия за качество, полученная бригадой или отдельными рабочими. В условиях системы особое значение приобретает соревнование за право самоконтроля. Рабочий, взявший на себя обязательство бороться за право сда­ вать продукцию, минуя ОТК, и в течение года сдающий продукцию ОТК только с первого предъявления, получает личное клеймо и доверенность отдела техни­ ческого контроля. Рабочий, получивший доверенность ОТК, ставит на изготовленной продук­ ции свое личное клеймо и сдает продукцию на склад. ОТК осуществляет конт­ роль этой продукции выборочно, по своему усмотрению. На Мурманской судовер­ фи в 1968 году 73 человека имели личные клейма. Одной из мер воспитательного характера явилась выдача гарантийных пас­ портов на отремонтированные узлы и механизмы. В 1968 году бригадами рабочих верфи выдано 416 гарантийных паспортов, из них 4 паспорта в целом на судно". 12 апреля, так уж совпало в советской жизни, отмечается и День космонавти­ ки, иДень первого коммунистического субботника. В 1969 году на первом месте был День второй, поскольку исполнялось ровно 50 лет со дня первого коммунистическо­ го субботника, в котором, как засвидетельствовал художник, сам Владимир Ильич носил бревна. Юбилейный субботник был организован и на Мурманской судоверфи. В нем участвовали не только штатные работники. Пришли и пенсионеры, ветераны. Они вста­ вали к станкам, принимали участие в уборке территории, помогали строителям: в это время как раз достраивалась вторая очередь блока механомонтажных цехов. Вот такой дополнительный рабочий день потом ежегодно устраивался в нашей стране. Причем заработанные на субботнике деньги, если кто не помнит, шли либо в зачет плана предприятия (это в самом безобидном случае), либо на укрепление обо­ ронного комплекса, либо в фонд помощи Вьетнаму, либо в фонд мира - псевдоним той же оружейной ненасытной утробы. В 1969 году на предприятии началась подготовка к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования, - новый, так сказать, виток социа­ листического хозрасчета. Вопрос о внедрении внутризаводского хозрасчета был к тому времени далеко не новым. Но на том, брежневском, этапе состояния общества - "экономика должна быть экономной" - основной задачей хозяйственного расчета в цехе стало макси­ мальное удешевление себестоимости продукции. О доступном методе этого удешевления поведал в "Судоремонтнике" Балярс кий Вячеслав Васильевич, главный бухгалтер объединения, отработавший - вы только подумайте! - 34 года на посту главного финансиста Мурманской судоверфи. Родился Балярский в 1916 году вХабаровском крае. После семилетки окончил Владивостокский промышленный техникум, а в 1933 году, переехав в Москву, ксест- 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz