Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

ство работ, выполняемых своими силами, генподрядчик следит слабо, делая упор на выполнение плана по валу, а за своими субподрядчиками не следит вовсе, пре­ доставляя это заказчику. В сентябре 1964 главк "Севрыба" по разрешению Госстроя выдал новое зада­ ние на проектирование реконструкции объединения "Мурманская судоверфь". По этому заданию головное предприятие в ближайшей перспективе специализируется на производстве всех видов ремонта судов типа РТ, посольных и других доковым весом от 600 до 1000 тонн и текущего ремонта судов весом от 1000 до 6000 тонн. Расчетную мощность судоверфи приняли: РТ идругие (до 1000 тонн) - 9 больших капитальных ремонтов, 36 малых капи­ тальных, 122 текущих ремонта; суда типа БМРТ - 101 текущий ремонт; суда типа ТР - 20 текущих ремонтов. Большая часть серийного литья и запчастей передавалась Кандалакшскому механическому заводу. Профиль СРЗ-1 оставался без изменения и сколько-нибудь значительной реконструкции этого завода не предполагалось. Напротив, реконст­ рукция СРЗ-2 активизировалась. Там вступило в строй новое здание, где разместил­ ся блок основных цехов. Прежнюю развалюху с подпорками, в которой издавна раз­ мещались слесарно-механический, инструментальный, электрорадиоремонтный, сто­ лярный участки, наконец, пустили на слом. Было решено строить вторую очередь цехов, причалы. Дзятко Георгий Федорович, много лет руководивший Абрам-мысскими мастер­ скими, мог быть доволен: государство обратило на них серьезное внимание. Георгий Федорович, пожалуй, не менее колоритная фигура, чем Яков Ивано­ вич Тарабарин. Тоже практик, самоучка, прошедший путь от ученика слесаря до ди­ ректора довольно крупного завода. Тоже пользовался большим авторитетом у под­ чиненных, выросшим на заслуженном уважении. Правда, Дзятко был, как вспоминают, несколько помягче Тарабарина, умел поближе подойти к людям, что помогало ему прекрасно ладить с заказчиками - ред­ кий талант и особенно ценный на посту руководителя судоремонтного предприятия. Георгий Федорович, надо сказать, провел Абрам-мысские мастерские через труд­ нейшие испытания. Необходимо учесть, что на руководителя этого предприятия все­ гда был навешен и поселок, в котором обитало большинство работающих. Так что, кроме производственных вопросов, ежедневно приходилось решать и множество социальных. Реконструкция предприятия, слава Богу, предусматривала, если не снятие, то ослабление некоторых перезревших социальных проблем градообразующего пред­ приятия. Ведь долгое время здесь не велось сколько-нибудь значительного строи­ тельства. Торос-островские мастерские, перебазировавшиеся на Абрам-Мыс в 1937 году, разместились в помещениях, оставленных контингентом лагеря политзаклю­ ченных: три барака, два дома, предназначенные для начальства и охраны, - вот и весь жилой фонд поселка. Производственные сооружения состояли из деревянного слипа, двух сараев и одного двухэтажного деревянного здания, которое благодаря подпоркам простояло до 1964 года. В активизации реконструкции СРЗ-2 и объединения в целом, разумеется, роль верховного инициатора сыграло постановление ЦК 1962 года, о котором мы упомя­ нули. Но роль главного мотора взял на себя первый руководитель главка "Севрыба" Анатолий Иванович Филиппов. Это был типичный, но вместе с тем и своеобразный руководитель того времени. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz