Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
Владимир Данилович Кривощекин, став ший на заводе главным технологом, а по сути впервые организовывавший там службу главного технолога (у него и стола-то своего не было на первых порах), вспоминает: "Пришли как-то разом зимой около ста СРТ и большинству требуются корпусные ра боты, еще и плавбазу "Атлантику" повредили, там тоже надо варить корпус. А мороз - за 30. В таких условиях качественной сварки не по лучишь. И вот вызывает меня Тарабарин: - Ты инженер? Нужно сделать так, чтобы мы могли варить в любой мороз. И сроку тебе десять дней. А я где-то в журнале читал и запомнил, что в Сибири в лютые морозы военной поры варили емкости под нефть итогда изобрели при бор ИНА (индукционный нагревательный агре гат). Он представлял из себя обыкновенный электромагнит, сделанный из трансформаторно- КривощекинВладимирДанилович_ го железа, с обмоткой в определенное количе- главный технолог СРЗ-1 ство витков. И когда это устройство приклады ваешь к металлу и включаешь питание, оно надежно держится на вертикальной плос кости и, что главное, - электромагнитные токи очень быстро нагревают околоконтак- тную область. Мы с главным энергетиком сделали расчеты, изготовили этот нагреватель, испытали, как сейчас помню, на швеллерной балке и показали Якову Иванови чу - это уже через неделю после получения задания. - О, молодцы! - заулыбался Тарабарин. Мне попервоначалу в основном сваркой заниматься и пришлось. Регистр только диплом признавал, а у нас на заводе ни одного дипломированного сварщика. При шлось организовать курсы и вести их, преподавать теорию, хотя я по сварке в инсти туте не специализировался, но - надо. Помню, пришел РТ—у него в рейсе пародина- мо развалилось на куски, вразнос пошло. А запасного нет и снять неоткуда. Пришлось разрабатывать технологию и сваривать эти куски. Приходилось ва рить и аварийные крышки главных конденсаторов паровых машин. Для этого чугун ные электроды добывали специально на Московском заводе путей сообщения. Вскоре с Абрам-мысовских мастерских сюда пришел инженер-практик Мирон Абрамович Литинский. Волевой, жизнедеятельный человек, беззаветно любящий тех нику, всё новое, отдающийся этому делу беспредельно. Он создал технический от дел, появились конструкторы, и очень хорошие. Из Москвы приехала Елена Вацлав- на Воеводская, конструктор от Бога (а до этого она работала в бериевских лагерях). И вот эта дама за очень короткое время решила проблему грузоподъемных работ на заводе. У нас был металлический венгерский склад оцинкованный, где рас полагалось корпусно-сварочное производство, трубопроводное, кузнечное, а позже и литейное. И она умудрилась настолько ловко вписать туда кран-балки, что люди, приходя, удивлялись: как вы это сумели сделать? Она своей талантливой работой внушила на заводе действительное уважение к инженерному знанию. Потом пришел еще один замечательный конструктор, Вадим Гринько. Он спро 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz