Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.

имеешь права, хотя мощности мастерских были тогда плачевны и помещения не выдерживали никакой критики. Участки располагались в сара­ юшках с настолько низкими потолками, что не позволяли оснастить их даже простейшими гру­ зоподъемными средствами. Вэтой умопомрачительной круговерти вы­ ручали только люди, их руки, их голова и сердце во главе с талантом руководителя. Тарабарин был требовательным и подчас жестким началь­ ником, но очень внимательным и зорким. Его невозможно было ввести в заблуждение, так как он отлично знал судоремонт, пропустив все его премудрости и тонкости через себя. Он своей жизнью показывал пример отношения к труду. Поэтому и люди не обижались на жесткую ма­ неру Якова Ивановича. Он был свой среди сво­ их. И его бригады совершали невозможное, не­ мыслимое. Конечно, это была работа на износ, люди порою по двое, по трое суток не покидали рабо­ чего места, на них страшно было смотреть, осо­ бенно зимой: в полутьме, со скрюченными от мороза пальцами, с воспаленными глазами, но их не приходилось даже просить, они сами не уходили с корабля, пока не сдадут механизм. Как во время войны. Тарабарин и сам был такой, как его тружени­ ки. Война находилась еще недалеко от них и далеко не отпускала. Мурманские рыбаки оценили эту работу по достоинству. Назвав СРЗ "фирмой Тарабарина", они своим народным способом выразили глубокую признательность рабочим завода и его руководителю. По сравнению с судоверфью, "фирма Тарабарина" была поначалу обделена дипломированными специалистами. Здесь тянули лямку практики, подобные само­ му Якову Ивановичу, но и по таланту, и по отношению к работе они были под стать ему. Да не забудем о них: Ванюхин Илья Иванович - начальник слесарного цеха, Фомин Анатолий Михайлович - начальник электроцеха, Захаров Александр Семе­ нович—бригадир слесарей, Железин Николай Николаевич —мастер станочного цеха, Данилогорский Иван Максимович—мастер котельно-сварочного цеха, Томилов Дмит­ рий Иванович - главный механик завода, Савельев Александр Григорьевич - сле­ сарь, Оснач Яков - мастер ОТК и многие, многие другие заслуженные труженики. Но времена постепенно менялись, и вот в середине пятидесятых на завод пришло сразу несколько молодых талантливых ребят с высшим инженерным об­ разованием: Владимир Каменцев (будущий министр рыбного хозяйства), Влади­ мир Кривощекин, Аркадий Поташный, Михаил Ковальский, Борис Власов, Михаил Харламов. И почти все они стали заметными, значимыми людьми не только на заводе, а и вообще в судоремонте, в рыбной отрасли. Однако начинали свой большой путь они именно в "фирме Тарабарина". Яков Иванович по-своему трепетно, но и требо­ вательно относился к молодым специалистам: коль имеешь диплом инженера, то обязан уметь всё. Другого подхода у Тарабарина к выпускникам институтов не было. И, что любопытно, такой подход давал неплохие результаты. Тарабарин Яков Иванович - директор СРЗ-1 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz