Семенов, В. П. Мурманская судоверфь : годы, люди, события / Владимир Семенов. – Мурманск : Живая Арктика, 2004. – 382, [1] с . : ил.
имеешь права, хотя мощности мастерских были тогда плачевны и помещения не выдерживали никакой критики. Участки располагались в сара юшках с настолько низкими потолками, что не позволяли оснастить их даже простейшими гру зоподъемными средствами. Вэтой умопомрачительной круговерти вы ручали только люди, их руки, их голова и сердце во главе с талантом руководителя. Тарабарин был требовательным и подчас жестким началь ником, но очень внимательным и зорким. Его невозможно было ввести в заблуждение, так как он отлично знал судоремонт, пропустив все его премудрости и тонкости через себя. Он своей жизнью показывал пример отношения к труду. Поэтому и люди не обижались на жесткую ма неру Якова Ивановича. Он был свой среди сво их. И его бригады совершали невозможное, не мыслимое. Конечно, это была работа на износ, люди порою по двое, по трое суток не покидали рабо чего места, на них страшно было смотреть, осо бенно зимой: в полутьме, со скрюченными от мороза пальцами, с воспаленными глазами, но их не приходилось даже просить, они сами не уходили с корабля, пока не сдадут механизм. Как во время войны. Тарабарин и сам был такой, как его тружени ки. Война находилась еще недалеко от них и далеко не отпускала. Мурманские рыбаки оценили эту работу по достоинству. Назвав СРЗ "фирмой Тарабарина", они своим народным способом выразили глубокую признательность рабочим завода и его руководителю. По сравнению с судоверфью, "фирма Тарабарина" была поначалу обделена дипломированными специалистами. Здесь тянули лямку практики, подобные само му Якову Ивановичу, но и по таланту, и по отношению к работе они были под стать ему. Да не забудем о них: Ванюхин Илья Иванович - начальник слесарного цеха, Фомин Анатолий Михайлович - начальник электроцеха, Захаров Александр Семе нович—бригадир слесарей, Железин Николай Николаевич —мастер станочного цеха, Данилогорский Иван Максимович—мастер котельно-сварочного цеха, Томилов Дмит рий Иванович - главный механик завода, Савельев Александр Григорьевич - сле сарь, Оснач Яков - мастер ОТК и многие, многие другие заслуженные труженики. Но времена постепенно менялись, и вот в середине пятидесятых на завод пришло сразу несколько молодых талантливых ребят с высшим инженерным об разованием: Владимир Каменцев (будущий министр рыбного хозяйства), Влади мир Кривощекин, Аркадий Поташный, Михаил Ковальский, Борис Власов, Михаил Харламов. И почти все они стали заметными, значимыми людьми не только на заводе, а и вообще в судоремонте, в рыбной отрасли. Однако начинали свой большой путь они именно в "фирме Тарабарина". Яков Иванович по-своему трепетно, но и требо вательно относился к молодым специалистам: коль имеешь диплом инженера, то обязан уметь всё. Другого подхода у Тарабарина к выпускникам институтов не было. И, что любопытно, такой подход давал неплохие результаты. Тарабарин Яков Иванович - директор СРЗ-1 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz